Дело № 2-667/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2014 года город Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Гапоненко О.В., с участием истца Кудрявцева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кудрявцева Ю.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Кудрявцев В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о возложении на ответчика обязанности по включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода службы в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшины <данные изъяты>, сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и по назначению досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев Ю.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Чебоксары ЧР – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за № ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом не включен в специальный стаж период службы в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшины <данные изъяты>, сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку, по его мнению, ранее действовавшее законодательство предусматривало включение периодов службы в Вооруженных Силах в районах Крайнего Севера в подсчет специального стажа.
Истец Кудрявцев Ю.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске и вновь привел их суду. Дополнительно пояснил, что считает подлежащим включению в специальный стаж спорных периодов службы в рядах Советской Армии, поскольку справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной командиром войсковой части № подтверждается факт прохождения службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского и пенсионного дела Кудрявцева Ю.В. суд приходит к следующему.
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Как следует из материалов дела, Кудрявцев Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано назначении досрочной рудовой пенсии по стрости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в виду отсутствия требуемого стажа работы в РКС и МКС на дату обращения за пенсией.
При этом истцу отказано во включении в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшины <данные изъяты>, сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено включение периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не предусмотрено включение службы в составе Вооруженных Сил.
Оспаривая решение пенсионного органа, истец обратился в суд с иском о включении в подсчет стажа работы в районах Крайнего Севера периодов службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшины <данные изъяты>, сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Действительно, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшины <данные изъяты>, сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев Ю.В. проходил военную службу, что подтверждается военным билетом №, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной командиром войсковой части № подтверждается факт прохождения истца службы в районах Крайнего Севера и в местностях приравненных к районам Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой выданной <данные изъяты> подтверждено, что истец служил в войсковой части № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имеет начисления денежного довольствия за ДД.ММ.ГГГГ
Также архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт прохождения службы Кудрявцева Ю.В. в войсковой части № и начисления ему денежного довольствия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, указанными документами подтверждается факт прохождения истца в спорные периоды службы по призыву и сверхурочной службы.
Однако периоды службы истца в Вооруженных Силах СССР в спорный период не подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из следующего.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
При определении права на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенным в действие с 01.01.2002, учитывается страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и(или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ч. 1 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и(или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 10, 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается в страховой стаж, если ему предшествовали и за ним следовали периоды работы.
Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является специальным стажем работы.
Как следует из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Следовательно, действующее пенсионное законодательство не позволяет включать период военной службы в районах Крайнего Севера в специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях в РФ.
Кроме того, согласно подпункту "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 г. N 530/П-28.
В соответствии с пунктом 43 данной Инструкции льготное исчисление трудового стажа, установленное пунктом 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии от 03.08.1972 N 590, применяется лишь при исчислении общего трудового стажа (25 лет), необходимого для определения права на пенсию.
Норма, не позволяющая включать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям период прохождения службы, содержалась и в ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002 года.
Таким образом, и по ранее действующему пенсионному законодательству время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из толкования ст. 14, 88, 90 Закона РФ от 20.11.1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Указанная правовая позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 года N 19-О-О, согласно которому решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О и от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О).
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении требования истца Кудрявцева Ю.В. о возложении на ответчика обязанности по включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода службы по призыву в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшины <данные изъяты>, сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом того, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, у истца на момент обращения в УПФ РФ в г. Чебоксары не выработан необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем оснований для удовлетворения требования истца об обязании УПФ РФ в г.Чебоксары назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за пенсией с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кудрявцева Ю.В. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 п. 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы по призыву в рядах Советской Армии в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшины <данные изъяты>, сверхсрочной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и по досрочному назначению Кудрявцеву Ю.В. трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 07 февраля 2014 ода.