Гражданское дело № 2-343/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 02 июня 2017 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Егоровой Е.Е.,
при секретаре Витухновской Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Калининского района Санкт–Петербурга к Кишинько Е.А. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация Калининского района Санкт–Петербурга обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к ответчику Кишинько Е.А. о взыскании денежных средств в качестве неосновательного обогащения в общей сумме <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований администрация Калининского района Санкт – Петербурга указала, что в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга Кишинько Е.А. были назначены ежемесячные социальные выплаты: ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей. ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о том, что Кишинько Е.А. и её несовершеннолетние дети в городе Санкт-Петербурге не проживают. С ДД.ММ.ГГГГ Кишинько Е.А. вместе с несовершенными детьми зарегистрированы по месту жительства в Ленинградской области, в связи с чем распоряжением администрации Калининского района Санкт – Петербурга указанные выплаты прекращены. В результате проведенной Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Городской информационно-расчетный центр» проверки было выявлено, что с ДД.ММ.ГГГГ произошла переплата ежемесячного пособия на ребенка от полутора лет до 7 лет в сумме <данные изъяты>., ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей в сумме <данные изъяты>. Данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о неосновательном обогащении ответчика Кишинько Е.А. за счет средств бюджета Санкт- Петербурга, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика указанную выше денежную сумму.
В процессе рассмотрения гражданского дела, руководствуясь ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области.
Администрация Калининского района Санкт – Петербурга извещена о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя на рассмотрение дела не направила, воспользовалась правом, предусмотренным частью 5 статьи 167 ГПК РФ, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Ответчик Кишинько Е.А. при рассмотрении дела возражала против заявленных требований, указав, что Социальным кодексом Санкт-Петербурга, Порядком предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, не предусмотрена обязанность по сообщению об изменении места жительства и регистрации получателя пособия, при этом за пределы Ленинградской области она и её несовершеннолетние дети не выезжали, в Комитете социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в спорый период пособий на детей она не получала.
Третьи лица Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр», Комитет социальной защиты населения администрации Лужского района Ленинградской области извещены о месте и времени судебного разбирательства, воспользовались правом, предусмотренным частью 5 статьи 167 ГПК РФ, заявили ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей учреждений.
Суд, выслушав ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», вступившим в силу с 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" гражданином признается гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, гражданин без определенного места жительства в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 4 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" место жительства и место пребывания гражданина или иного лица, имеющего право на социальную поддержку в Санкт-Петербурге, устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Таким образом, данным положением Социального кодекса прямо предусмотрено предоставление указанной меры социальной поддержки только в случае, если гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года № 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона Санкт-Петербурга № 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" семьям, имеющим детей, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов.
Частью 4 ст. 19 Закона Санкт-Петербурга № 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" с 01 января 2013 года предусмотрена ежемесячная денежная выплата семьям при рождении третьего или последующих детей в размере величины прожиточного минимума для детей, который ежеквартально устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее Порядок) установлен в Приложении № 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года № 343 "О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".Таким образом, субъект Российской Федерации - город Санкт-Петербург, реализуя свои полномочия в области установления дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета города и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определил круг лиц, которым предоставляются такие меры, в том числе предусмотрел предоставление их только гражданам, имеющих место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.
При рассмотрении дела установлено, что на основании заявления Кишинько Е.А. за счет средств бюджета города Санкт-Петербурга были назначены ежемесячные социальные выплаты: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на ребенка от полутора лет до 7 лет в отношении ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей в отношении ФИО 2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 15,43)
Указанные выплаты назначены Отделом социальной защиты населения Калининского района Санкт-Петербурга на основании личных заявлений Кишинько Е.А. (л.д. 29,47)
Согласно сведениям Отдела по Лужскому району Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт – Петербургу и Ленинградской области, справки формы № 9, Кишинько Е.А., а также несовершеннолетние дети в отношении который назначены спорные дополнительные меры социальной поддержки, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д. 5)
В ходе судебного разбирательства Кишинько Е.А. подтвердила, что с указанного времени она и её несовершеннолетние дети в г. Санкт-Петербурге фактически не проживают.
В отзыве Комитета социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области отражено, что ДД.ММ.ГГГГ Кишинько Е.А. обратилась в комитет с заявлением о назначении пособий на несовершеннолетних детей в качестве мер социальной поддержки за счет средств бюджета Ленинградской области.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кишинько Е.А., а также её несовершеннолетние дети ФИО 1, ФИО 2 не проживали в г. Санкт-Петербурге, у детей и у получателя спорных выплат регистрация по месту жительства или по месту пребывания в Санкт-Петербурге отсутствовала, лицами без определенного места жительства, беженцами или лицами, временно пребывающими в Санкт-Петербурге, в установленном законом порядке несовершеннолетние дети признаны не были.
Вместе с тем, Закон Санкт-Петербурга ставит возможность назначения гражданину мер социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в зависимость от места жительства в городе.
В ходе рассмотрения дела установлено, что сведения о перемене места жительства ответчика и её детей истцу стали известны из запроса Комитета социальной защиты населения администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки Кишинько Е.А. прекращено. (л.д. 56)
Согласно расчету Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» переплата ежемесячного пособия на ребенка от 1,5 лет до 7 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>., переплата ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. (л.д. 121)
В соответствии с положениями статьи 6.1 Социального кодекса Санкт-Петербурга предоставление мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи основано на принципах: 1) адресности; 2) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения; 3) заявительного порядка их предоставления; 4) доступности; 5) равенства прав граждан, имеющих право на их получение; 6) конфиденциальности.
В соответствии с п. 2.9 Порядка получатели мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, обязаны в течение десяти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий, ежемесячной денежной выплаты на оплату части взноса на капитальный ремонт или прекращение их выплат, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
В силу п. 2.11 Порядка предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, прекращается в случаях утраты получателем права на получение мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
Как усматривается из заявлений, поданных ответчиком в отдел социальной защиты населения администрации Калининского района Санкт-Петербурга, Кишинько Е.А. была поставлена в известность об обязанности извещать отдел социального обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ежемесячных пособий в течение месяца с даты наступления соответствующих обстоятельств.
О данной обязанности Кишинько Е.А. была извещена, о чем имеется её подпись в заявлениях о предоставлении мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в Санкт-Петербурге.
В соответствии с п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца, взыскав с Кишинько Е.А. переплаченные денежные средства в общей сумме <данные изъяты>.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы.
Поскольку истец в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты госпошлины, то с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>., которые зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Калининского района Санкт – Петербурга к Кишинько Е.А. о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Кишинько Е.А. в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» денежную сумму в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Кишинько Е.А. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2017 года
Председательствующий: