Судья: Кузнецова Е.Ю. гр. дело № 33-13765/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 2 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Ермаковой Е.И.,
Судей – Осиповой С.К., Набок Л.А.,
при секретаре Булановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самары от 23 августа 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Губанова Е.М. к Администрации городского округа Самара об установлении границ земельного участка, удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым №*:800, расположенного по адресу: ***, в соответствии с данными межевого плана, изготовленным 12.12.2016г. кадастровым инженером Черепановой Е.В..
Данное решение суда является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка по адресу: ***».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Осиповой С.К., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Губанов Е.М. обратился в суд с иском к администрации г.о. Самара об установлении границ земельного участка.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым №*:800, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: дачный участок, площадью 568 кв.м, расположенного по адресу: ***. 30.01.2017 г. ему отказано в учете изменений участка в связи с тем, что содержание межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости; в межевом плане отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, подтверждающих существование границ на местности 15 и более лет, земельный участок располагается в границе лесов. Считает, что принадлежащий ему земельный участок не относится землям лесного фонда, поскольку участок был предоставлен предыдущему собственнику в пожизненное наследуемое владение на основании постановления администрации №408 от 21.03.1994 г., выдано свидетельство о праве собственности на землю №81970 от 01.04.1994 г., на дату вынесения постановления Лесной кодекс РФ еще не был принят, земельный участок расположен на землях населенных пунктов и не был покрыт лесной растительностью, он приобрел участок на основании возмездной сделки, его право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, он платит земельный налог. Границы земельного участка являются сложившимися, определены границами смежных участков, сведения о которых уже включены в ГКН, при постановке на кадастровый учет приобщалась выкопировка с планшета, на котором отражена схема расположения дачных участков СДТ «Спецавиатор». Площадь фактически используемого земельного участка составила 568,00 кв.м., что соответствует данным ГКН и свидетельству о праве собственности на землю. При уточнении границ земельного участка с кадастровым №*:800 их местоположение кадастровым инженером определялось исходя из схемы расположения элемента планировочной структуры, отраженной в выкопировке из планшета № 356/12, поскольку иные графические материалы, позволяющие установить местоположение границ земельного участка отсутствуют.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Губанов Е.М. просил суд установить местоположение границ земельного участка с кадастровым №*:804, расположенного по адресу: ***, в соответствии с данными межевого плана от 12.12.2016 г., подготовленного кадастровым инженером Ч.
23.05.2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара, отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского БВУ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда отменить, исковые требования оставить без удовлетворения. Судом не дана надлежащая правовая оценка того, что по данным лесного реестра спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. Материалы лесоустройства, также как и иные материалы, явились основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке, однако, в межевом плане эти сведения не отражены. Право собственности РФ на земли лесного фонда зарегистрировано в 2004 г. В своем иске истец фактически просит, осуществить перевод части земельного участка из лесного фонда в земли иных категорий. Земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначениям. Государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей, в связи с чем, сведения, содержащиеся в ГКН, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, поскольку могут быть изменены по заявлению. Расположение земельного участка в городской черте не исключает его отнесение к землям лесного фонда.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а именно собственников жилого дома.
Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 4 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 -10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. 10 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 1, 2 ст. 40 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Из материалов дела следует, что Губанов Е.М. на основании договора купли-продажи от 26.08.2015 г., заключенного с Луньковой И.М., является собственником земельного участка с кадастровый №*:800, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: дачный участок, площадью 568 кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 12, 13).
Установлено, что предыдущему собственнику Лунькову А.М. земельный участок был предоставлен в пожизненное наследуемое владение на основании постановления администрации г. Самары №408 от 21.03.1994 г. Площадь земельного участка составляла 568 кв.м, имеется список (л.д. 69-76).
Согласно сведениям из архива правоустанавливающих документов по состоянию на 1992-1998 гг. содержится информация о предоставлении - Лунькову А.М. земельного участка, площадью 568 кв. м., по адресу: ***, под дачный участок в пожизненно наследуемое владение на основании постановления администрации № 408 от 21.03.1994г. - свидетельство № 81981 от 01.04.1994 г. (л.д. 100).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 24.12.2005 г. как ранее учтенный, ему присвоен кадастровый №*:800, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из выписки из ЕГРН (л.д. 17-18).
С целью подготовки межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка, Губанов Е.М. обратился в МП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро».
Из заключения кадастрового инженера Ч., содержащегося в межевом плане от 12.12.2017 г. следует, что заказчиком предоставлен план топографической съемки, изготовленной Самарским городским филиалом АО «Землемер» и схема СДТ «Спецавиатор» №335-12/912, выполненная на данном топоплане. При выезде на местность геодезической группы МП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро» в ноябре 2016 г. местоположение границ земельного участка с кадастровым №*:800 устанавливалось посредством инструментального определения координат фактически существующих границ участка при помощи высокоточного сертифицированного геодезического оборудования, закрепленных с использованием объектов искусственного происхождении (деревянный забор соседнего участка), а также в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, устанавливающих право на участок, при обязательном согласовании местоположения границ с заинтересованными лицами. На плане топографической съемки, изготовленной Самарским городским филиалом АО «Землемер» отчетливо видно, что местоположение земельного участка с кадастровым №*:800 соответствует местоположению его фактических границ. Кроме того, согласно схемы СДТ «Спецавиатор» №335-12/912, местоположение земельного участка с кадастровым №*:800 также соответствует фактическим границам данного участка. Площадь участка, вычисленная по результатам кадастровых работ составила 568 кв.м., что соответствует площади, указанной в свидетельстве о праве на пожизненное наследуемое владение №81970 от 1 апреля 1994 г. о предоставлении вышеуказанного земельного участка первому правообладателю Лунькову А.М. (л.д. 127-128).
Губанов Е.М. обратился в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта, в связи с тем, что содержание межевого плана, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства РФ, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости. В межевом плане отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, подтверждающих существование границ на местности 15 и более лет (ч. 9 ст. 38 Федерального Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»). По данным картографической основы и ортогональным фотографическим планам государственного кадастра недвижимости земельный участок располагается в границе лесов.
Допрошенный в судебном заседании кадастровый инженер Ч. пояснила, что на момент образования земельного участка и на тот момент, когда он был сформирован, зонирования не было. По поводу красных линий, когда был план, не было красных линий. Когда уточняются земельные участки, то красные линии не имеются ввиду вообще, только при вновь образованных участках. По факту леса на спорном земельном участке нет.
Таким образом, границы спорного земельного участка согласованы, наличие спора по границам не установлено (л.д. 113-121).
По сообщению Федеральной кадастровой палаты от 15.05.2017 г. при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах узловых и поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: ***, площадью 568 кв.м, в соответствии с представленным каталогом координат, пересечение границ указанного земельного участка с границами смежных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, в ЕГРН не выявлено. Представленная информация актуальна по состоянию на 08.05.2017 г. (л.д. 36).
Согласно сведениям Департамента градостроительства городского округа Самара от 11.05.2017г., земельный участок по адресу: ***, площадью 568,00 кв.м, вид использование — не указан, находится в зоне природных ландшафтов (Р-3), по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61, на часть объекта регламент не распространяется. Разрешенные виды использования установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования в г. Самара, земельный участок расположен в водоохраной зоне, часть земельного участка находится в береговой полосе р. Самара и принадлежит территории общего пользования (л.д. 38-39)
Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав третьих лиц, при уточнении границ принадлежащего истцу земельного участка, материалы дела также не содержат.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что границы земельного участка, принадлежащего Губанову Е.М., сформировались более 20 лет назад, спор по границам земельного участка со смежными землепользователями отсутствует, спорный земельный участок не является ограниченным в обороте, суд обоснованно удовлетворил исковые требования и установил местоположения границ принадлежащего Губанову Е.М. земельного участка в соответствии с предоставленным им межевым планом, подготовленным кадастровым инженером МП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро» Черепановой Е.А. от 12.12.2017 г.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сводятся к тому, что часть спорного земельного участка относится к землям лесного фонда, что подтверждается сведениями государственного лесного реестра.
Вместе с тем, 29.07.2017 г. принят Федеральный закон №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», вступивший в законную силу 11.08.2017 г., которым внесены изменения в отдельные законодательные акты, в соответствии с которыми в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН.
Норма о приоритете ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что право собственности на спорный земельный участок возникло у первоначального собственника на основании постановления администрации г. Самары, от 21.03.1994 г. №408, земельный участок был предоставлен как дачный, в составе СДТ «Спецавиатор».
Из выписки из ЕГРН следует, что земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный 24.12.2005 г., относится к землян населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – дачный участок, в разделе «Сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка» - данные отсутствуют.
Принятие Федерального закона №280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
При таких обстоятельствах, доводы представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не являются основанием для отмены либо изменения решения суда.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Самарской области от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: