<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2-421/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2016 года с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд ЕАО в составе:
судьи Шариповой Ю.Ф.,
при секретаре Зуфаровой С.К.,
с участием
помощника прокурора Ленинского района ЕАО Литовченко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Ленинская центральная районная аптека» о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к МУП «Ленинская центральная районная аптека» об обязании совершить определенные действия, указывая, что прокуратурой Ленинского района ЕАО проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в администрации МУП «Ленинская центральная районная аптека», по результатам которой выявлены несоответствия требованиям СП 59.13330.2012 элементов здания, а именно: на прозрачной двери на входе в помещение аптеки отсутствует яркая контрастная маркировка; уровень уклона пандуса 80 процентов, пандус не оборудован поручнями, для предотвращения соскальзывания трости или ноги не предусмотрены колесоотбойники, поверхность марша пандуса визуально не контрастирует с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Согласно договору от 29.04.2009 помещение закреплено за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения. Просит суд возложить на МУП «Ленинская центральная районная аптека» обязанность обозначить на прозрачных полотнах дверей в помещении аптеки яркую контрастную маркировку незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, оборудовать пандус с максимальной высотой одного подъема (марша) пандуса не более 5 процентов, с поверхностью марша пандуса с визуально контрастирующей с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса, с поручнями, для предотвращения соскальзывания трости или ноги предусмотреть колесоотбойники в срок до 31.12.2016.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО.
Определением суда от 07.11.2016 процессуальный статус администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО изменен с соответчика на третье лицо на стороне ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района ЕАО Литовченко А.С. заявленные требования уточнила, просила суд обязать МУП «Ленинская центральная районная аптека» в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обозначить на прозрачных полотнах дверей в помещении аптеки яркую контрастную маркировку; обязать МУП «Ленинская центральная районная аптека» в срок до 01.06.2017 оборудовать пандус в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)». В обоснование заявленных требований привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «Ленинская центральная районная аптека» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно заявлению от 26.10.2016 просит рассмотреть дело без ее участия.
Представитель третьего лица на стороне ответчика администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно телефонограмме от 26.10.2016 просит рассмотреть дело без их участия.
Суд, с учетом мнения помощника прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу положений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Перечисленные в вышеуказанной статье Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. Исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с пунктами 5.1.1., 5.1.2. СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 605 (введены в действие с 01.01.2013 года), в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), согласно которому СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» обязателен для исполнения.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно п. 1.2, необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Из материалов дела следует, что 29.04.2009 между МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО и МУП «Ленинская центральная районная аптека» заключен договор № 1 о закреплении за муниципальным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Согласно акту приема-передачи, являющегося приложением к указанному договору, МУП «Ленинская центральная районная аптека» передано в хозяйственное ведение помещение аптеки, расположенное по адресу: с. Ленинское, ул. Пограничная, 32.
Свидетельством о государственной регистрации права от 18.06.2009 также подтверждается право хозяйственного ведения МУП «Ленинская центральная районная аптека» нежилым помещением, общей площадью 371,3 кв.м, по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Пограничная, 32.
Решением Ленинского районного суда ЕАО от 23.06.2016 на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО, МУП «Ленинская центральная районная аптека» возложена обязанность установить в здании районной аптеки пандус в срок до 01.06.2011.
Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 09.07.2010.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Ленинского районного РСП УФССП по ЕАО от 26.04.2011 исполнительное производство в отношении МУП «Ленинская центральная районная аптека», предмет исполнения: возложить обязанность установить в здании районной аптеки пандус в срок до 01.06.2011, окончено с фактическим исполнением.
Согласно п. Б.21, Б.23 Приложения Б к Своду правил СП 59.13330.2012 пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Пандус инвентарный: сооружение временного или эпизодического использования, например сборно-разборный, откидной, выдвижной и т.д.
На основании пп. 5.2.13 п. 5 Свода правил СП 59.13330.2012 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%). На временных сооружениях допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м.
Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 x 1,5 м.
Согласно пп. 5.2.14 п. 5 Свода правил СП 59.13330.2012 по продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м.
Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент.
Вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м (пп. 5.2.15 п. 5 Свода правил СП 59.13330.2012).
В соответствии с п. 5.1.5 СП 59.133330.2012 на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.
Наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В ходе прокурорской проверки выявлено, что уровень уклона пандуса составляет 80 процентов, размеры пандуса - 900 мм, порог - 180 мм, имеется кнопка вызова на высоте 900 мм, отсутствуют поручни, прозрачная входная дверь не имеет яркой контрастной маркировки, о чем свидетельствует акт обследования № 1 от 23.08.2016, подписанный председателем Всероссийского общества инвалидов Ленинского района ЕАО ФИО1., начальником отдела архитектуры и градостроительства муниципального района ФИО2., старшим помощником прокурора Ленинского района ЕАО ФИО3
Таким образом, имеющийся пандус при входе в здание Ленинской центральной районной аптеки не в полной мере отвечает требованиям СП 59.13330.2012 и, следовательно, не обеспечивает инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры. Также в судебном заседании установлено, что на прозрачных полотнах дверей отсутствует яркая контрастная маркировка.
Доказательств обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
Согласно Уставу МУП «Ленинская центральная районная аптека» является коммерческой организацией, источниками финансовых ресурсов которой является прибыль, амортизационные отчисления, средства, поступающие от населения и других потребителей в результате хозяйственной деятельности и иных поступлений, не запрещенных законом.
Статья 295 ГК РФ запрещает предприятию, владеющему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, продавать данное имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Ограничений по совершению других действий, в частности с целью приведения объекта недвижимости в состояние, соответствующее строительным и санитарным нормам и правилам, данная норма не содержит.
Установка пандуса, отвечающего требованиям Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)» не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, что соответствует объему прав ответчика, как обладателя вещного права хозяйственного ведения.
Таким образом, МУП «Ленинская центральная районная аптека», владеющее помещением, расположенным по адресу с. Ленинское, ул. Пограничная, д. 32 на праве хозяйственного ведения, и использующее его под аптеку, относящуюся к объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры путем обозначения на прозрачных полотнах дверей в помещении аптеки яркой контрастной маркировки; оборудования пандуса в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)».
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Ленинского района ЕАО в защиту неопределенного круга лиц к МУП «Ленинская центральная районная аптека» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, считает, что срок, заявленный прокурором, отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса сторон.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
В связи с чем, с МУП «Ленинская центральная районная аптека» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Ленинская центральная районная аптека» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ленинская центральная районная аптека» в течение семи рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обозначить на прозрачных полотнах дверей в помещении аптеки яркую контрастную маркировку.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ленинская центральная районная аптека» в срок до 01.06.2017 оборудовать вход в здание аптеки, расположенное по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Пограничная, д. 32, пандусом в соответствии с требованиями Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)».
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Ленинская центральная районная аптека» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Ленинский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
<данные изъяты>
<данные изъяты>