Судья Сергеев Ю.С. Дело № 33-11077/2018
А-2.092
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Абрамовича В.В., Охременко О.В.,
с участием прокурора Андреева А.И.,
при секретаре Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Киселева Владимира Михайловича к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района Красноярского края о признании решения незаконным и понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты населения администрации Минусинского района Кузоватовой Л.В.,
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 21 мая 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить в части:
признать решение Управления социальной защиты населения администрации Минусинского района о прекращении с 01.08.2017 по 28.02.218 предоставления меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду Киселеву Владимиру Михайловичу незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации г.Минусинска возобновить предоставление инвалиду Киселеву Владимиру Михайловичу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов с 01.08.2017 по 28.02.2018 в виде платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда, платы за коммунальные услуги рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В остальной части исковых требований отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах инвалида Киселева В.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района Красноярского края о признании решения незаконным, понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой на основании заявления Киселева В.М. проведена проверка по факту незаконного прекращения предоставления мер социальной поддержки, в ходе которой установлено, что Киселев В.М. является инвалидом 3 группы, в связи с чем в соответствии с положениями ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ему назначены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставление назначенных мер социальной поддержки Киселеву В.М. приостановлено, а с 01.08.2017 по 28.02.2018 прекращено. Принятые решения о приостановлении и прекращении предоставления Киселеву В.М. мер социальной поддержки являются незаконными и противоречат законодательству Российской Федерации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Управления социальной защиты населения администрации Минусинского района Кузоватова Л.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального права, полагает, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В представленных возражениях помощник Минусинского межрайонного прокурора Солтукаева А.В. просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Андреева А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Киселев В.М. является инвалидом 3 группы <данные изъяты>
УСЗН администрации г.Минусинска ему были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором материальный истец зарегистрирован.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчиком было принято решения о приостановлении Киселеву В.М. на месяц выплаты мер социальной поддержки с 01.08.2017(л.д.23).
21.09.2017 в адрес Киселева В.М. было направлено уведомление о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 24)
Уведомлением от 06.03.2018 № 66 Киселев В.М. поставлен в известность о том, что ему возобновлено предоставление льгот с 01.03.2018 (л.д. 25).
Не согласившись с позицией ответчика, истец обратился к Минусинскому межрайонному прокурору, который в его интересах обратился в суд с иском о признании незаконными вышеуказанных решений ответчика.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд пришел к верному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, об обоснованном приостановлении предоставления Киселеву В.М. на месяц мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг с 01.08.2017 в связи с наличием у него задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев и, соответственно, отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении истцу с 01.08.2017 предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Кроме того, суд, правильно определив, что в связи с тем, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», верно указал, что наличие у Киселева В.М. задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения в предоставлении ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер социальной поддержки является незаконным.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд, со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, верно указал, что возобновление предоставления истцу вышеуказанных мер социальной поддержки подлежит с 01.08.2017 по 28.02.2018 в связи с чем возложил на ответчика соответствующую обязанность.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обоснованность прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку материальным истцом не представлены доказательства уважительности причин образования задолженности, то решение ответчика является законным, судебная коллегия не может принять во внимание для отмены решения суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 21 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя УСЗН администрации г.Минусинска - Кузоватовой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: