Дело №а-9210/19 18 декабря 2019 года
47RS0№-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес>, Комитету по образованию администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> в решении вопроса устройства ФИО2 в группе полного дня муниципального дошкольного учреждения на территории <адрес> в 2019/2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес>, Комитету по образованию администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> в решении вопроса устройства ФИО2 в группе полного дня муниципального дошкольного учреждения на территории <адрес> в 2019/2020 года.
В предоставлении места ФИО2 в МДОБУ «ДСКВ №» Медвежий стан, структурное подразделение № и структурное подразделение №, выбранные истцом, как учреждения, находящееся в территориальной доступности на территории <адрес> муниципального района, письмом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано, по основаниям очередности и отсутствия свободных мест в выбранном учреждении, поскольку формирование очереди и направление детей в образовательную организацию осуществляется исключительно в автоматическом режиме с учетом даты подачи заявления, желаемого зачисления, возрастной категории, льгот, и при условии наличия свободных мест. Кроме того, указал, что в выбранных истцом учреждениях МДОБУ «ДСКВ №» Медвежий стан, структурное подразделение № и структурное подразделение № в группах возрастной категории от 2 до 3 лет места отсутствуют. Вопрос о зачислении ребенка будет рассматриваться в период планового комплектования образовательных учреждений на 2019/2020 учебный год, исключительно в порядке очереди. Плановое комплектование образовательных учреждений на 2019/2020 учебный год будет проводиться в порядке живой очереди.
При этом, административному истцу были предоставлены на выбор МДОУ «Муринское ДСКВ №» и МДОУ «Муринское ДСКВ №», в которых очередь на места в группах меньше, но которые расположены далеко от места проживания истца. Однако, административным ответчиком не приняты во внимание обстоятельства территориальной удаленности учреждений и места регистрации ребенка по адресу: <адрес>.
Административный истец полагает отказ в предоставлении месту в дошкольном образовательном учреждении незаконным, вынесенным с существенными нарушениями норм законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец, поддержал заявленные требования.
Представители административных ответчиков Комитета по образованию <адрес> и Администрации МО Всеволожского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании по делу извещены надлежащим образом, Комитет по образованию <адрес> направил отзыв на административное исковое заявление.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, состоит на учете на предоставление места в МДОБУ «ДСКВ №» Медвежий стан, структурное подразделение № и структурное подразделение № в группах возрастной категории от 2 до 3 лет на 2019 - 2020 учебный год.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по образованию сообщил ФИО2, что свободные места в группы возрастной категории от 2 до 3 лет указанные учреждения на 2019/2020 учебный год отсутствуют, вопрос о зачислении ФИО2 в названные учреждения будет рассматриваться в период комплектования образовательных или в период планового комплектования образовательных учреждений на 2019/2020 учебный год исключительно в порядке очередности.
Поскольку, несмотря на достижение ФИО2 соответствующего возраста, место ему в муниципальном образовательном учреждении на территории <адрес> не было предоставлено.
Конституция Российской Федерации, провозглашая ФИО1 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам, всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Рассматривая настоящее административное дело и делая вывод об исполнении административным ответчиком требований действующего законодательства ввиду того, что меры по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении принимались путем предложения места в дошкольном образовательном учреждении МДОУ «Муринское ДСКВ №» и МДОУ «Муринское ДСКВ №», в которых очередь меньше.
При разрешении поставленного вопроса суд учитывает, что несовершеннолетняя ФИО2 достигла возраста для обеспечения местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования, на этот момент состоял на соответствующем учете в органах местного самоуправления, в силу чего предложение места в дошкольном образовательном учреждении, находящихся в другом населенном пункте в отдаленности от места своего жительства, являющееся препятствием для административного истца.
С учетом изложенных фактических обстоятельств перечисленные выше действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению малолетнего сына административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.
Кроме того, суд считает необходимым применить положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Между тем административный ответчик в нарушение требования ч. 10 ст. 226 КАС РФ не представил доказательств принятия таких мер.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3).
Таким образом, суд считает, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней ФИО2 на доступное и бесплатное дошкольное образование.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО2 - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Всеволожского муниципального района ЛО, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в муниципальном образовательном учреждении на территории <адрес> на 2019/2020 учебный год.
Обязать администрацию МО Всеволожский муниципальный район ЛО предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетней в 2019/2020 г. учебном году.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через Всеволожский городской суд.
Судья:
Дело №а-9210/19 ДД.ММ.ГГГГ
47RS0№-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
(резолютивная часть)
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес>, Комитету по образованию администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> о признании незаконным бездействия администрации МО Всеволожский муниципальный район <адрес> в решении вопроса устройства ФИО2 в группе полного дня муниципального дошкольного учреждения на территории <адрес> в 2019/2020 г.,
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО2 - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Всеволожского муниципального района ЛО, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в муниципальном образовательном учреждении на территории <адрес> на 2019/2020 учебный год.
Обязать администрацию МО Всеволожский муниципальный район ЛО предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания несовершеннолетней в 2019/2020 г. учебном году.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через Всеволожский городской суд.
Судья: