Судья Дульцева Ю.А. Дело № 33-3564/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.
судей Костенко Е.Л., Смирновой Н.И.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 23 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2012 года, которым
Признан незаконным Приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию №... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Шуклиной П.П. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить Шуклиной П.П. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья, по мере поступления субвенций из федерального бюджета на эти цели, в порядке, предусмотренном ст.19 Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного подпунктом 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»».
Заслушав доклад судьи Сажина А.В., заключение прокурора прокуратуры Республики Коми Чершкуте Я.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Ухты, действуя в интересах Шуклиной П.П., обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа №... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Шуклиной П.П. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, обязании ответчика предоставить ей указанную выплату.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Шуклина П.П. является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны и имеет право на соответствующую социальную поддержку, собственного жилого помещения не имеет, проживает у дочери Н.
К участию в деле привлечена Администрация МО ГО «Ухта».
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал. Шуклина П.П. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию с исковыми требованиями не согласилась, указав, что Шуклина П.П. в улучшении жилищных условий не нуждается, ранее ухудшила свои жилищные условия.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе п. 4 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем.
В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию.
Согласно пункту 3 указанного Постановления Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах».
В ходе производства по делу установлено, что Шуклина П.П. имеет право на льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.
Истица не имеет в собственности какого-либо жилого помещения, до ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: г..., а затем была вселена в ..., где проживала у своей дочери А. в качестве члена семьи нанимателя. На дату вселения истицы размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, составлял 20,08 кв.м., на дату снятия с регистрационного учета в данной квартире - 10,06 кв.м.
С ДД.ММ.ГГГГ Шуклина П.П. проживает по адресу: гДД.ММ.ГГГГ у своей дочери Н. в качестве члена семьи собственника. Жилая площадь квартиры составляет 61,4 кв.м. На дату регистрации истицы в данной квартире размер общей площади, приходящейся на каждого из собственников и членов их семьи, составлял 12,28 кв.м. В дальнейшем в связи с регистрацией в данной квартире по месту жительства Н. и Н. размер общей площади данного жилого помещения, приходящейся на каждого, составил 8,8 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Шуклина П.П. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию №... от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в связи с намеренным ухудшением ею своих жилищных условий.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом суд правильно указал, что факт намеренного ухудшения истицей своих жилищных условий с целью получения единовременной выплаты не нашел своего подтверждения и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.
Указанные выводы суда подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В ходе производства по делу установлено, что переезд истицы в семью дочери А. а затем в семью А. был обусловлен низким уровнем благоустройства ..., а также необходимостью, в силу возраста Шуклиной П.П., получения ею ухода и помощи в быту.
Вывод ответчика об ухудшении истицей своих жилищных условий при переезде из квартиры ... и вселении в ... правильно признан судом неосновательным, поскольку, как следует из материалов дела, Шуклина П.П. вселена в данное жилое помещение в качестве члена семьи собственника, проживает постоянно и имеет равные с прочими членами семьи права по пользованию квартирой. Размер площади квартиры, приходящейся на истицу, при изменении места жительства увеличился с 10,06 кв.м. до 12,28 кв.м., что свидетельствует об улучшении ее жилищных условий.
Последующая регистрация собственниками квартиры в принадлежащем им жилом помещении по адресу: ... в качестве членов своей семьи иных лиц не может расцениваться как намеренное ухудшение Шуклиной П.П. своих жилищных условий, поскольку такие действия не зависят от воли истицы, осуществлены собственниками жилья в силу имеющихся у них правомочий по распоряжению своим имуществом.
Поскольку, проживая по адресу: ..., Шуклина П.П. обеспечена общей площадью жилого помещения ниже установленной в г. Ухте учетной нормы в размере 11 кв.м. на одного члена семьи, прав на иные жилые помещения не имеет, суд, руководствуясь п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, обоснованно признал, что истица, являясь нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на реализацию ее права как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, в связи с чем правомерно обязал Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилья.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не выяснено место фактического проживания Н.. и наличие у нее прав на иные жилые помещения не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела имеются сведения, предоставленные БТИ г. Ухты и Управлением Росреестра по Республики Коми об отсутствии у членов семьи Шуклиной П.П., в том числе и у Н.., прав на жилые помещения помимо .... Место фактического проживания Н. не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку жилищные права данного лица не являются предметом судебного разбирательства.
Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, истолкован верно.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: