Дело №2а-848/19
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
12 февраля 2019 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бусыгина Д.А.
с участием представителя административного соответчика МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» Садыковой Г.Ф.
представителя административных соответчиков МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани Трашковой Л.Р.
при секретаре Перваковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шафигуллина Р.Н. к МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решений незаконным и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность, суд
У С Т А Н О В И Л:
Шафигуллин Р.Н. (далее – административный истец) обратился в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что 10 мая 2016 года у административного истца и его супруги родился сын <данные изъяты>, которому 5 июля 2018 года была присвоена инвалидность. В настоящее время административный истец вместе с супругой, сыном и бабушкой проживают по адресу: <адрес изъят>. Жилищные условия проживания не благоприятствуют выздоровлению сына административного истца, нарушена работоспособность системы вентиляции, что привело к недостаточности воздухообмена в жилом помещении. Кроме того, отсутствие дебаркадера усугубляет положение, а необходимость дневных и вечерних прогулок, как и поездка в реабилитационный центр обусловлена показаниями лечащего врача. Административный истец неоднократно обращался в адрес МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» по вопросу предоставления земельного участка как семье, имеющей в составе ребенка с инвалидностью. Указанное обращение было подано 1 февраля 2018 года. В своем ответе от 13 марта 2018 года МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» указало, что в силу правовой позиции Конституционного суда от 15 июля 2010 года заявителем должны быть представлены документы, свидетельствующие о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, Верховный суд Республики Татарстан указывал, что отсутствие правового регулирования предоставления семьям с ребенком – инвалидом земельных участков для индивидуального жилищного строительства может быть предоставлен как дополнительная мера социальной поддержки.
На основании изложенного административный истец просит суд обязать МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» предоставить истцу земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования города Казани в первоочередном порядке без проведения торгов; признать отказ МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» от 13 марта 2018 года незаконным; признать ответ МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» незаконным.
В ходе досудебной подготовки дела в качестве заинтересованного лица был привлечен отдел по опеке и попечительству администрации Советского района ИК МО г. Казани.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца уточнил административное исковое требование и просил суд признать незаконным ответ МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» от 15 февраля 2018 года.
Протокольным определением суда от 15 января 2019 года в качестве административного соответчика был привлечен Исполнительный комитет МО г. Казани.
На судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного соответчика МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» явилась, требования не признала, пояснила, что в обязанности МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» не входит предоставление земельных участков, заявление административного истца было перенаправлено в уполномоченный для рассмотрения орган. Также указала, что административный истец вместе с членами своей семьи с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» не обращались.
Представитель административных соответчиков МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани на судебное заседание явилась, требования не признала согласно письменного отзыва на административное исковое заявление, пояснила, что срок на обжалование принятого 13 марта 2018 года решения административным истцом пропущен, поскольку настоящее административное исковое заявление подано за пределами установленного законом 3-х месячного срока, а именно 23 ноября 2018 года.
Представитель заинтересованного лица отдела по опеке и попечительству администрации Советского района ИК МО г. Казани на судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, решение по заявленным в административном исковом заявлении требованиям оставила на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителей административных соответчиков, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частей 1, 5, 7, 8 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что 10 мая 2016 года у административного истца и его супруги родился ребенок, которому 5 июля 2018 года была установлена группа инвалидности с присвоением категории «ребенок-инвалид» (л.д. 21, 22-23).
12 февраля 2018 года административный истец обратился в адрес МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» с ходатайством о предоставлении в аренду или собственность земельного участка, расположенного в Советском районе г.Казани. Данное обращение сопроводительным письмом от 15 февраля 2018 года было перенаправлено для рассмотрения по существу в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», поскольку в полномочия МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» не входит решение вопроса о предоставлении земельных участков.
13 марта 2018 года МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» в ответ на данное обращение указало, что предоставление земельных участков на праве собственности бесплатно нормами действующего законодательства не предусмотрено. При этом, инвалиды и семьи, имеющие в составе инвалидов, претендующих на получение земельных участков в первоочередном порядке должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.
Проанализировав имеющиеся материалы дела и пояснения сторон, данные в ходе судебного разбирательства, суд усматривает пропуск истцом срока на подачу административного искового заявления, указанного в статье 219 КАС РФ. Так, административный истец получил оспариваемое решение МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» 27 марта 2018 года, что подтверждается пояснениями представителя административного истца, данными на судебном заседании, состоявшемся 15 января 2019 года (л.д. 98, оборот), а с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд только 19 ноября 2018 года.
Доводы представителя административного истца об уважительной причине пропуска срока в виде разрешения вопроса в судебном порядке о признании жилища административного истца непригодным для проживания, для суда неубедительны, поскольку решение данного вопроса не препятствовало административному истцу обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением. Каких-либо объективных препятствий в этом суд не усматривает.
Обратившись в суд в ноябре 2018 года, то есть по истечении практически 8 месяцев после того как ему стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, административный истец пропустил без уважительных причин трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении их требований.
Что касается обжалования ответа, данного административному истцу 15 февраля 2018 года МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» (л.д. 38), суд указывает, что данный ответ является сопроводительным письмом и уведомлением административному истцу, что его обращение перенаправлено в орган, уполномоченный разрешить вопрос, указанный в обращении. Данный ответ никоим образом не нарушает права административного истца (поскольку не разрешает его обращение по существу) и соответствует закону, что признал представитель административного истца в ходе судебного заседания 15 января 2019 года. Таким образом, оснований для возложения на административных соответчиков какой-либо обязанности в целях устранения нарушений прав и законных интересов административного истца суд не усматривает.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Шафигуллина Р.Н. к МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решений незаконным и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.
Судья Советского
районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин
Мотивированное решение суда составлено 18 февраля 2019 года
Судья Д.А. Бусыгин