Дело №2-1689/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2015 года
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Князевой В.А., при секретаре судебного заседания Апреликовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Н.Ю к Администрации городского поселения Икша Дмитровского муниципального района Московской области о признании отношений трудовыми, возмещении материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Петрова Н.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику Администрации г/п Икша Дмитровского района Московской области о признании отношений между сторонами трудовыми, обязании возместить материальный ущерб в сумме <данные изъяты>., взыскать с счет компенсации морального вреда <данные изъяты>., возместить транспортные расходы в сумме <данные изъяты>
В обосновании требований истица ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось собеседование между истицей и <данные изъяты> ФИО по вопросу трудоустройства истицы на муниципальную службу в администрацию <адрес> в должности главного специалиста юридического отдела, в обязанности которого входило обеспечение работы конкурсной службы администрации в соответствии с Федеральным законом РФ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 13 и ДД.ММ.ГГГГг. истица проходила обучение на будущем месте работы, а затем с ДД.ММ.ГГГГ была направлена на повышение квалификации в институт госзакупок <данные изъяты>. Таким образом, истица считает, что на момент начала обучения в Институте Госзакупок, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, между истицей и ответчиком сложились трудовые отношений, хотя трудовой договор и не был с ней оформлен.
ДД.ММ.ГГГГ, в субботу, истица, находясь на катке с дочерью, получила травму – перелом лучевой кости со смещением, в результате чего период временной нетрудоспособности длился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истицей была подана служебная записка ответчику с требованием о заключении трудового договора в письменной форме, выплате причитающихся сумм заработной платы, компенсации транспортных расходов к месту обучения. Однако в удовлетворении просьбы ей было отказано.
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица уволилась с прежнего места работы из <данные изъяты>, где работала в должности заместителя управляющего магазином, с целью поступления на муниципальную службы, и отказом в оформлении трудовых отношений с Администрацией г/п Икша, истица потеряла гарантированный стабильный ежемесячный заработок, в связи с чем ущерб в размере <данные изъяты>., т.е. заработную плату за 2 месяца, истица просит взыскать с ответчика, а также компенсировать ей транспортные расходы, связанные с проездом к месту обучения за период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты>., компенсировать моральный вред в сумме <данные изъяты>. в связи с причиненными нравственными страданиями неправомерными действиями ответчика.
Представитель ответчика Администрации г/п Икша Дмитровского муниципального района Московской области в судебном заседании исковые требования не признал, в материалы дела представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывает на то, что трудовые отношения при поступлении на муниципальную службу регламентируются Федеральным законом от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», согласно которого лицо, поступающие на муниципальную службу, обязано представить при приеме на работу предусмотренные законом документы; ответчицей не был представлен необходимый комплект документов, при этом истица не обладала необходимым профессиональным образованием для поступления на муниципальную службу на должность главного специалиста, в чьи функциональные обязанности входило размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, что в свою очередь предусмотрено ФЗ № 44-ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ истице было сообщено, что принято решение не заключать муниципальный контракт на обучение истицы в Институте госзакупок; решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ должность главного специалиста юридического отдела была сокращена в связи с оптимизацией штатной численности в органах местного самоуправления.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 56 ТК РФ под трудовым договором следует понимать соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, а также фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусмотрено, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Согласно статьи 2 указанного Федерального закона Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии с положениями статьи 3 ФЗ № 25-ФЗ Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Положениями статьи 16 указанного федерального закона предусмотрено, что на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
8) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.
В случае установления в процессе проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.
Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.
Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Администрацией г/п Икша Дмитровского района Московской области имело место собеседование по вопросу поступления на муниципальную службу истицы на должность главного специалиста юридического отдела, в функциональные обязанности которого входило размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с ФЗ РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По ДД.ММ.ГГГГ включительно, истица состояла в трудовых отношениях с закрытым акционерным обществом <данные изъяты> что не оспаривает истицей и подтверждается записью в трудовой книжке (л.д. 30).
Доводы о том, что 13 и ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в свои выходные дни по основному месту работы, истица проходила ознакомление в Администрации г/п Икша Дмитровсокго района Московской области с будущими обязанностями при поступлении на муниципальную службу, правового значения для разрешения дела не имеют.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что истицей при поступлении на муниципальную службу, помимо трудовой книжки, которая была ею передана в администрацию позднее, иные документы, предусмотренные ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» представлены не были, в том числе не были представлены заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Суд находит несостоятельной ссылку истицы на то, что не предоставление ею документов при поступлении на муниципальную службу в данном случае, не могло являться препятствием для заключения с ней трудового договора, так как часть документов в администрации г/п Икша имелась, так как ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица уже состояла в трудовых отношениях с Администрацией г/п Икша.
В силу положений ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», наличие ранее трудовых отношений между сторонами, не освобождает соискателя при поступлении на муниципальную службу предоставить предусмотренные законом документы. Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. «44-ФЗ работник контрактной службы, контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Как установлено, в ходе судебного разбирательства и не оспаривается сторонами по делу, истица указанным профессиональным образованием в сфере закупок не обладала.
Истицей заявлено требование о признании отношений между ней и Администрацией г/п <адрес> трудовыми с ДД.ММ.ГГГГ, так как она фактически была допущена к работе, путем направлена на обучение в Московский государственный юридический университет имени ФИО, хотя трудовой договор и не был с ней оформлен. Обучение истица проходила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрация г/п <адрес> в <данные изъяты>, конкурентной политики и антикоррупционных технологий была направлена заявка на обучение и проект муниципального контракта об образовании на обучение по дополнительной профессиональной программе, на основании которого был издан приказ Ректора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о зачислении Петровой Н.Ю. на обучение по программе дополнительного профессионального образования «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг: правовое регулирование».
Поскольку в подписанном со стороны заказчика (Администрации г/п Икша) Контракте была обнаружена техническая ошибка, от устранения которой в дальнейшем заказчик отказался, Контракт со стороны <данные изъяты> подписан не был, в связи с чем был издан приказ Ректора Университета от ДД.ММ.ГГГГ. № об отчислении Петровой Н.Ю.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, а также подтверждаются письмом директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.45).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, о том что Контракт на обучение Петровой Н.Ю. по дополнительной профессиональной программе, между Администрацией г/п Икша и <данные изъяты> заключен не был, что в свою очередь с учетом положений статьи 432 ГК РФ не порождает правовых последствий связанных с условиями данного Контракта.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, фактическое посещение Петровой Н.Ю. занятий в <данные изъяты> не может являться допустимым доказательством, свидетельствующим о том, что фактически она была допущена к работе с ведома или по поручению работодателя.
В данном процессе правовые отношения между Администрацией г/п Икша и <данные изъяты> по вопросу обучения Петровой Н.Ю. предметом спора не являлись; требование о признании Контакта от ДД.ММ.ГГГГ. заключенным не заявлялось.
С учетом анализа вышеприведённых норм закона и оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возникновения между сторонами трудовых отношений, в связи с чем полагает в удовлетворении данного требования отказать.
При отказе в удовлетворении основного требования не подлежат удовлетворению требования о возмещении материального ущерба в виде утраченного заработка, компенсации морального вреда, расходов связанных с обучением, заявленные в рамках признания отношений трудовыми, так как данные требования вытекают из основного, в удовлетворении которого судом отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Петровой Н.Ю к Администрации городского поселения Икша Дмитровского муниципального района Московской области о признании отношений трудовыми, возмещении материального и морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья
Дмитровского городского суда В.А. Князева
Мотивированный текст решения изготовлен 08.05.2015г.