Решение по делу № 2-271/2015 (2-2608/2014;) от 04.12.2014

Дело № 2-271/2015 Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

03 марта 2015 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Самсоновой А.О., с участием помощника прокурора Ильинова А.С., при секретаре Портновой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Электростали Московской области в интересах Куликовой Ольги Алексеевны к Министерству здравоохранения Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Электростали Московской области в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Куликовой О.А. (с учетом уточнений от 17.02.2015 г.) к Министерству здравоохранения Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Электростали проведена проверка по заявлению Куликовой О.А. об оказании содействия в предъявлении иска в ее интересах о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств. В ходе проверки установлено, что Куликова О.А. является инвалидом группы и имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врача. В 2013 г. и 2014 г. Куликовой О.А. оформлялись документы на получение препарата "достинекс", вместе с тем в 2013 г. и 2014 г. указанный препарат в аптечные организации г. Электросталь не поступал. Потребность Куликовой О.А. в приеме препарата "достинекс" 0,5 мг № 8 составляет 9 таблеток в неделю (5 таблеток – понедельник, 4 таблетки - четверг). В связи с не обеспечением лекарственным препаратом в 2013 и 2014 г.г. Куликова О.А. на постоянной основе приобретала указанный лекарственный препарат на собственные средства. Всего на 52 недели 2013 года истица потратила: декабрь 2013 г. – 3 упаковки на сумму <сумма>, ноябрь 2013 г. – 4 упаковки на <сумма> и 1 упаковку на <сумма>, октябрь 2013 г. – 4 упаковки на <сумма>, август 2013 г. – 3 упаковки на <сумма> и 1 упаковка на <сумма>, июль 2013 г. – 4 упаковки на <сумма> и 5 упаковок на <сумма>. На 52 недели 2014 г. потратила: январь 2014 г. – 4 упаковки на <сумма>, февраль 2014 г. – 1 упаковка на <сумма>, 3 упаковки на <сумма> и 1 упаковка на <сумма>, март 2014 г. – 5 упаковок на <сумма>, май 2014 г. – 10 упаковок на <сумма> и 5 упаковок на <сумма>, июль 2014 г. – 6 упаковок на <сумма>, октябрь 2014 г. – 5 упаковок на <сумма>, 2 упаковки на <сумма> и 7 упаковок на <сумма>, декабрь 2014 г. – 7 упаковок на <сумма>. Таким образом, истцом за собственные средства приобретено за указанный период времени 81 упаковка лекарственного препарата на сумму <сумма>, что подтверждается товарными чеками, медицинскими справками.

В качестве правового обоснования прокурор сослался на ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", и просит взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Куликовой О.А. денежные средства в размере <сумма>.

В судебном заседании помощник прокурора Ильинов А.С. обоснование иска и уточненные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Истец Куликова О.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направила своего представителя по доверенности.

Представитель истца Куликовой О.А. по доверенности Куликова З.В. уточненные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания, по его просьбе, изложенной в возражении на исковое заявление от 02.03.2015 г., в котором ответчик просил в иске отказать, ссылаясь на обеспеченность Куликовой О.А. необходимыми препаратами в 2013-2014 г.г., на отсутствие обращений Куликовой О.А. за получением рецептов на рекомендованный ей препарат, и непредставление рецептов врача в аптечную сеть.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления здравоохранения Администрации городского округа Электросталь, представившего 28.12.2014 возражения на иск, с указанием, что решением Совета депутатов г.о. Электросталь от 29.10.2014 г. Управление здравоохранения Администрации г.о. Электросталь ликвидировано с 01.01.2015 г.

Выслушав помощника прокурора Ильинова А.С., представителя истца Куликовой О.А. – Куликову З.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том, числе при обращении к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

10.10.2014 г. Куликова О.А. обратился к прокурору г. Электростали с заявлением о проведении проверки относительно необеспечения ее жизненно необходимым лекарственными препаратами.

Согласно справке от 05.03.2008 г. серии МСЭ-2006 , Куликова О.А., <дата> г.р., является инвалидом группы (л. д. 19).

Представленными в дело документами подтверждено, что Куликова О.А. наблюдается в МУЗ "ЭЦГБ" с 2010 года, <диагноз> (л. д. 7, 17).

В соответствии с врачебным заключением ГБУЗ МО "МОНИКИ", Куликова О.А., при имеющемся у нее <диагноз>, нуждается в приеме препарата "Достинекс" 0,5 мг в дозе 9 таб в неделю в течение последующих 12 месяцев с января 2014 г. по декабрь 2014 г.; препарат замене не подлежит (л. д. 7).

В силу ст. ст. 7, 39 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ), с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов РФ переданы для осуществления следующие полномочия РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам; средства на осуществление названных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями.

Согласно положениям ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, среди прочих граждан, инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1. настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, среди прочего, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", в соответствии с положениями которого за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 2.1); при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3); лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями (п. 2.4); в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (2.7).

В соответствии с разделом 4 Приказа Минздрава МО от 18.02.2008 N 62 (ред. от 10.11.2008) "О Порядке лекарственного обеспечения за счет бюджета Московской области отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки", перечень лекарственных средств, обоснованность назначения которых рассматривается на заседаниях Контрольно-экспертной комиссии, определяется Министерством здравоохранения Московской области (п. 2); решение Контрольно-экспертной комиссией принимается на основании представленной органами управления здравоохранением муниципальных образований медицинской (п. 3); по итогам заседания Контрольно-экспертной комиссии оформляется протокол и направляется в органы управления здравоохранением муниципальных образований для формирования заявки на лекарственные средства и оформления рецептурных бланков на них (п. 6); заявки, сформированные на основании решения Контрольно-экспертной комиссии, представляются органами управления здравоохранением муниципальных образований в Министерство здравоохранения Московской области (п. 7).

Указанные выше необходимые Куликовой О.А. лекарственные препараты входят в "Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665.

В соответствии с Приказом Минздрава МО от 23.01.2013 N 43, клинико-экспертная комиссия Минздрава МО, компетенцией которой являлось рассмотрение документов, представленных органами управления здравоохранения муниципальных образований Московской области для принятия решения о предоставлении отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не вошедших в Перечень лекарственных средств, утв. Министерством здравоохранения Московской области, упразднена.

Приказом Минздрава Московской области от 04.02.2013 N 106 препарат «Достинекс» (международное непатентованное наименование «Каберголин») внесен в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой со свободных цен (приложение 1).

Из предоставленных документов, копий писем следует, что Управление здравоохранения Администрации Московской области за период с 2013 по 2014 г. г. неоднократно доводило информацию до министра здравоохранения Московской области <С> об отсутствии крайне необходимых препаратов, в том числе препарата «достинекс», а также просило закупить и поставить препарат «достинекс» для Куликовой О.А.

Управлением здравоохранения Администрации г.о. Электросталь подготовлены заявки от 16.05.2014 г. к закупке на май 2014 г. препарата «Достинекс» 0,5 мг № 8 - 5 упаковок для Куликовой О.А., от 03.06.2014 к закупке на июнь 2014 г. препарата «Достинекс» 0,5 мг № 8 - 5 упаковок для Куликовой О.А., от 17.06.2015 к закупке на июнь 2014 г. препарата «Достинекс» 0,5 мг № 8 - 5 упаковок для Куликовой О.А., заявка от 04.08.2014 г. на август 2014 г. препарата «Достинекс» 0,5 мг № 8 - 5 упаковок для Куликовой О.А., заявка от 08.10.2014 г. о закупке препарата «Достинекс» 0,5 мг № 8 - 5 упаковок для Куликовой О.А., заявка от 27.10.2014 к закупке на ноябрь 2014 г. препарата «Достинекс» 0,5 мг № 8 - 5 упаковок для Куликовой О.А.

В частности, из представленных в дело рецептов усматривается, что Куликова О.А. по рецептам на Достинекс от 13.02.2014 г. (количество – 5), от 06.03.2014 г. (количество – 5), от 21.04.2014 г. (количество – 1), от 13.05.2014 г. (количество – 2), от 10.10.2014 г. (количество – 1), от 24.11.2014 г. (количество – 1), от 01.12.2014 г. (количество – 1) указанным препаратом обеспечена не была в связи с его отсутствием.

Между тем, товарными чеками, кассовыми чеками, товарными накладными подтверждено, что Куликовой О.А. затрачены денежные средства на приобретение лекарственного препарата «Достинекс» на общую сумму <сумма>: в декабре 2013 (19.12.2013 г.) – <сумма> за 3 упаковки; в ноябре 2013 (27.11.2013) – <сумма> за 4 упаковки и (11.11.2013) – <сумма> за 1 упак.; в октябре 2013 г.(02.10.2013) - <сумма> за 4 упак.; в августе 2013 (12.08.2013) – <сумма> за 3 упак. и <сумма> за 1 упак.; в июле 2013 (11.07.2013) – <сумма> – 4 упак. и <сумма> за 5 упак.; в январе 2014 г. (27.01.2014) <сумма> за 4 упак.; в феврале 2014 (20.02.2014) – <сумма> за 1 упак., <сумма> за 3 упак., (20.02.2014) <сумма> за 1 упак.; в марте 2014 г. (21.03.2014) – <сумма> за 5 упак.; в мае 2014 г. (08.05.2014) – <сумма> за 10 упак., <сумма> за 5 упак.; за июль 2014 г. (09.07.2014) –<сумма> на 6 упак.; в октябре 2014 г. (07.10.2014)– <сумма> на 5 упак., (31.10.2014) <сумма> на 2 упак.; и (31.10.2014) <сумма> на 7 упак.; в декабре 2014 г. (11.12.2014) –<сумма> на 7 упаковок.

Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Ответчик Министерство здравоохранения Московской области указал на закупку в 2013, 2014 г.г. лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, уточнив, что Куликова О.А. в 2013 г. была своевременно и в полном объеме обеспечена всеми необходимыми лекарственными препаратами и лекарственными средствами по всем выписанным ей рецептам. В отзыве на иск также содержатся сведения о том, что Куликова О.А. не обращалась в 2013 г. за получением рецептов на рекомендованный ей препарат "Достинекс". В 2013 г. истец была обеспечена лекарственными препаратами на общую сумму <сумма>. В 2014 г. Министерством на закупку указанного препарата был заключен контракт, соответствующий препарат был и есть в наличии в аптечных организациях. Указывает, что согласно данным Единой региональной информационной системы Московской области в 2014 г. Куликовой О.А. лечащим врачом было выписано 5 рецептов от 01.12.2014, 5 рецептов от 24.11.2014 и 5 рецептов от 10.10.2014, которые не были представлены в аптечную организацию и физически не могли быть обслужены.

Вместе с тем, указанное представителем ответчика в отзыве на иск, ничем не подтверждено и не может быть учтено при вынесении решения.

Таким образом, подтверждена документально необходимость и обоснованность приобретения Куликовой О.А. указанного выше жизненно необходимого лекарственного препарата за свой счет при необеспечении ее таковыми в установленном законом порядке, и опровергнуты изложенные в возражениях доводы ответчика Министерства здравоохранения Московской области об обеспеченности Куликовой О.А. лекарственными препаратами и о принятии ответчиком всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения своих полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами.

При рассмотрении дела суд учитывает материальную помощь фактически полученную истцом на приобретение жизненно необходимого препарата, в размере <сумма>, выплаченные Куликовой О.А. в 2013 и 2014 годах. Факт получения материальной помощи в указанном размере подтвержден пояснениями представителя истца и выпиской по лицевому счету на пенсионном вкладе Куликовой О.А.

С учетом вышеизложенного заявленные прокурором в интересах Куликовой О.А. исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с ответчика Министерства здравоохранения Московской области, не принявшего мер для надлежащего исполнения своих полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, в пользу Куликовой О.А. подлежит взысканию в возмещение расходов на приобретение лекарственных средств денежная сумма в размере <сумма> (<сумма><сумма>).

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора города Электростали Московской области в интересах Куликовой Ольги Алексеевны к Министерству здравоохранения Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Куликовой Ольги Алексеевны возмещение расходов на приобретение лекарственных средств <сумма>.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись Самсонова А.О.

В окончательной форме решение судом принято 10 марта 2015 года.

Судья: подпись Самсонова А.О.

2-271/2015 (2-2608/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Куликова О.А.
прокурор г.о.Электросталь Московской области
Ответчики
Министерство Здравоохранения Московской области
Управление здравоохранения Администрации г.о. Электросталь
Другие
Куликова З.В.
Суд
Электростальский городской суд Московской области
Дело на странице суда
elektrostal.mo.sudrf.ru
04.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2014Передача материалов судье
05.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.01.2015Предварительное судебное заседание
20.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.02.2015Предварительное судебное заседание
03.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.05.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.05.2015Судебное заседание
02.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
03.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее