Решение по делу № 33а-4894/2017 от 27.03.2017

Судья: Коваленко О.П. Дело № 33а-4894/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Шилова А.Е., Евдокименко А.А.,

при секретаре – Устяк Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акопян Л.М. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании решения незаконным и возложении обязанностей,

по апелляционным жалобам Департамента управления имуществом г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Самарского районного суда г. Самара от 06 февраля 2017 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Акопян Л.М. к Департаменту управления имуществом г.о. Самары о признании решения незаконным и возложении обязанностей - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 01.08.2016 № 813 об отказе Акопян Л.М. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., представителя Акопян Л.М. – Чернова А.К. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Акопян Л.М. обратилась в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 01.08.2016 № 813 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>» и понуждении предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что Акопян Л.М. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, площадью 362 кв.м по адресу: <адрес> В целях предварительного согласования предоставления указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, 15.12.2015 Акопян Л.М. повторно обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара, предоставив необходимые документы. Распоряжением руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 01.08.2016 № 813 Акопян Л.М. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, со ссылками на положения пп.1,2 п. 8 ст. 39.15, п. 19 ст. 39.16, пп.3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, пп. 3, 22 п. 2.13 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования. Акопян Л.М. считает, что основания, по которым административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, являются незаконными, поскольку на испрашиваемом земельном участке отсутствуют места общего пользования.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились представители Департамента управления имуществом г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара, в апелляционных жалобах ставят вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

Представитель Акопян Л.М. – Чернов А.К. (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Акопян Л.М., представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департамента градостроительства г.о. Самара, администрация г.о.Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что Акопян Л.М. на основании договора купли-продажи от 25.02.2014 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 362 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.03.2014 серии <данные изъяты> .

04.12.2015 Акопян Л.М. обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность за плату, площадью 362 кв.м, расположенного по вышеназванному адресу.

Решением Думы городского округа Самара от 03.12.2015 N 34 "О внесении изменений в Устав городского округа Самара" Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара переименован в Департамент градостроительства городского округа Самара.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара" уполномоченным органом, в том числе, по организации принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, определен Департамент управления имуществом г.о.Самара.

15.12.2015 заявление Акопян Л.М. от 04.12.2015 с приложенными к нему документами передано на рассмотрение в Департамент управления имуществом г.о. Самара.

Распоряжением руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара от 20.02.2016 № 163 Акопян Л.М. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка со ссылками на положения пп.1 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, пп. 3 п. 2.13 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 27.05.2016 указанное распоряжение признано незаконным. На Департамент управления имуществом г.о.Самара возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Акопян Л.М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

По результатам повторного рассмотрения заявления, распоряжением руководителя ДУИ г.о. Самара от 01.08.2016 Акопян Л.М. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, на основании на основании пп.1,2 п. 8 ст. 39.15; п. 19 ст. 39.16; пп. 3 п. 16 ст. 11.10; п. 6 ст. 11.9; п. 12 ст. 85 ЗК РФ; пп. 3, 22 п. 2.13 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов».

Основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка явилось поступление из Департамента градостроительства г.о. Самара информации о том, что испрашиваемый земельный участок отнесен к территории общего пользования (планируемая городская магистраль). Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка оспариваемое распоряжение не содержит.

Согласно пп. 1,2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 ст.11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из положений п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Согласно подпункту 3 пункта 2.13 Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов» основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в части предварительного согласования предоставления земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Выпиской из ИСОГД г.о. Самара Департамента градостроительства г.о. Самара № Д05-01-01/207-0-1 от 26.01.2017 испрашиваемый земельный участок, площадью 362,00 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежит территории общего пользования (планируемая городская магистраль).

Разрешая административный спор, суд первой инстанции правильно указал, что нормы Земельного кодекса РФ не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования. (Аналогичная правовая позиция нашла отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.10.2009 года № 11-В09-19).

Судом установлено, подтверждено представленными в дело документами, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий Акопян Л.М. жилой дом, при этом, какие-либо объекты общего пользования отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> по приведенным в нем мотивам не основан на законе, и обоснованно признал распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от 01.08.2016 №813 незаконным, ввиду чего решение суда в указанной части является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что земельным участком, на котором расположен жилой дом Акопян Л.М. беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, опровергаются материалами дела.

В силу ч.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Сведений о том, к какой разновидности территории общего пользования относится часть испрашиваемого земельного участка и какими объектами общего пользования она занята, оспариваемое распоряжение не содержит. Департаментом управления имуществом г.о.Самара данные обстоятельства не установлены.

Вместе с тем, возлагая на Департамент управления имуществом г.о.Самара обязанность согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, суд без достаточных на то оснований разрешил вопрос, отнесенный к полномочиям органа местного самоуправления, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене, ввиду следующего.

Из топографического плана земельного участка, представленного в материалы дела в суде апелляционной инстанции, усматривается, что испрашиваемый земельный участок, пересекается с границами земельного участка, предназначенного для прохода и проезда, что может свидетельствовать о наличии иных оснований для отказа согласования предоставление испрашиваемого Акопян Л.М. земельного участка.

Кроме того, из топографического плана испрашиваемого земельного участка, усматривается, что на испрашиваемом земельном участке расположены жилое строение, а также иные нежилые строения, правоустанавливающие документы, на которые не представлены.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного, судебная коллегия, в целях восстановления прав Акопян Л.М. полагает возможным возложить на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность возобновить рассмотрение обращения о согласовании предоставления земельного участка по заявлению Акопян Л.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Самарского районного суда г. Самары от 06 февраля 2017 года в части возложения на Департамент управления имуществом городского округа Самара обязанности в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов отменить, постановить в данной части новое решение, которым обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара возобновить работу по заявлению Акопян Л.М. о согласовании предоставления земельного участка.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

Копия верна. Судья -

33а-4894/2017

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Акопян Л.М.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о. Самара
Администрация г.о.Самара
Чернов А.К.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Вачкова И. Г.
14.04.2017[Адм.] Судебное заседание
03.05.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее