Дело № 2а-1816/18 Изг.ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Орловой Ю.В.,
при секретаре Гусятинской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле 19 ноября 2018 года административный иск Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области к Ярославскому РОСП УФССП по ЯО, судебному приставу-исполнителю Шубиной Любови Александровне, УФССП по ЯО о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация ЯМР ЯО обратилась в суд с административным иском к Ярославскому РОСП УФССП по ЯО, судебному приставу-исполнителю Шубиной Любови Александровне, УФССП по ЯО, в котором просит признать незаконным (отменить) постановление судебного пристава-исполнителя Ярославского РОСП Шубиной Л.А. от 26.09.2018г. № № о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
В иске указано, что 20.07.2017г. судебным приставом-исполнителем Ярославского РОСП возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения: обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области организовать обеспечение жителей <адрес>, расположенных в границах Ярославского муниципального района Ярославской области, питьевой водой в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; обязать Администрацию Ярославского муниципального района ЯО организовать отведение сточных вод от подключенных к централизованной канализации жилых домов <адрес>, способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности.
26.09.2018г. в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Шубиной Л.А. вынесено Постановление № № о взыскании с Администрации ЯМР ЯО исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Администрация ЯМР ЯО не согласна с принятым постановлением о взыскании исполнительского сбора, поскольку такой сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публичной правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства (Письмо ФССП России от 08.07.2014 № «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора»).
Администрация ЯМР ЯО предпринимает все необходимые действия для исполнения решения суда, следовательно, предъявлять к ней санкции штрафного характера не правильно.
Кроме того, в нарушение положений Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель Шубина Л.А. до истечения 5-дневного срока, представленного Администрации ЯМР ЯО для добровольного исполнения требования об исполнении решения суда, вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора.
Представитель административного истца по доверенности Криницина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Шубина Л.А. (она же представитель по доверенности Ярославского РОСП) в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что исполнительное производство было возбуждено 20.07.2017г. В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Указанное постановление представителем должника было получено 11.08.2017г., о чем имеется отметка на самом постановлении. Поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не выполнены, имелись основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
От административного ответчика – УФССП по ЯО поступил письменный отзыв, в котором указано, что должник не исполнил требование исполнительного документа в установленный срок, в связи с чем, у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные законом основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Представитель взыскателя – заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шаталов А.Н. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, указывая, что с момента вступления решения суда в законную силу прошло более двух лет, однако, Администрацией ЯМР ЯО решение не исполнено.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 20 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа ФС № от 22.07.2016 года, выданного Ярославским районным судом Ярославской области, предмет исполнения: Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области организовать обеспечение жителей <адрес>, расположенных в границах Ярославского муниципального района Ярославской области, питьевой водой в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; Обязать Администрацию Ярославского муниципального района ЯО организовать отведение сточных вод от подключенных к централизованной канализации жилых домов <адрес>, способом, исключающим попадание неочищенных канализационных стоков на рельеф местности.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа.
Копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства, а также требование об исполнении решения суда вручены представителю должника 11.08.2017г.
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем неоднократно выносились требования об исполнении решения суда, а также предупреждения о привлечении к ответственности за его не исполнение.
В связи с не исполнением содержащихся в исполнительном документе требований, судебным приставом-исполнителем 26.09.2018г. было вынесено оспариваемое постановление, на основании которого с должника Администрации ЯМР ЯО взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Частью 2 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Материалами дела подтверждается (и не оспаривается должником), что решение суда не исполнено.
Доказательств того, что исполнение постановления было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебному приставу-исполнителю, а также суду административным истцом не представлено, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным нет.
Между тем, учитывая, что должником частично приняты меры к исполнению решения суда (установлено оборудование станции обезжелезивания в д.Мокеевское), а также, что исполнение решения суда требует значительных денежных затрат, суд считает необходимым уменьшить размер исполнительского сбора на ?.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
Решил:
Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по исполнительному производству №, на основании Постановления судебного пристава-исполнителя Ярославского РОСП УФССП по ЯО Шубиной Л.А. от 26.09.2018г., до 37 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья Ю.В.Орлова