Дело № 2–724/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 14 сентября 2017 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Снегиревой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Пермского края Устиновой Т.И.,
при секретаре Ховрычевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах Насырова Рустама Фаридовича к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края, администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края в интересах Насырова Р.Ф. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края, администрации Октябрьского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Исковые требования обоснованы следующим: Насыров Р.Ф. является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей. Мать <ФИО>2 решением Октябрьского районного суда Пермского края от <ДД.ММ.ГГГГ> <данные изъяты>, отец <ФИО>3 указан в свидетельстве о рождении со слов матери. Постановлением главы администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от 1.08.2008 <№> «О назначении опеки над несовершеннолетним Насыровым Р.Ф.» <ФИО>4 назначена опекуном над Насыровым Р.Ф. Решением комиссии по опеке и попечительству МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края (протокол <№> от 26.08.2013) Насыров Р.Ф. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. В настоящее время Насыров Р.Ф. проживает по адресу: <адрес>. Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на недвижимое имущество Насырова Р.Ф., а также <ФИО>2 и <ФИО>3 Учитывая, что Насыров Р.Ф. согласно аттестата об основном общем образовании от <ДД.ММ.ГГГГ> получил основное общее образование в <данные изъяты> <адрес>, освоил образовательную программу среднего профессионального образования в <данные изъяты> по профессии мастер строительных работ, получив диплом о среднем профессиональном образовании от <ДД.ММ.ГГГГ>, в настоящее время имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Прокурор Октябрьского района просит обязать Правительство Пермского края предоставить Насырову Р.Ф., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Октябрьского муниципального района Пермского края либо с ее согласия в другом муниципальном образовании Пермского края.
Определением суда от 3.07.2017 в качестве третьего лица по делу привлечено Министерство социального развития Пермского края.
К участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Октябрьского муниципального района Пермского края.
Помощник прокурора Чернушинского района Пермского края Устинова Т.И. в судебном заседании иск поддержала, на удовлетворении иска настаивала, суду пояснила, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на надлежащего ответчика орган местного самоуправления муниципального образования на территории которого зарегистрирован и проживает Насыров Р.Ф., а именно на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края.
Истец Насыров Р.Ф. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представители ответчиков Правительства Пермского края, МТУ №4 Министерства социального развития Пермского края, администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, предоставили письменные возражения на исковые требования прокурора Октябрьского района
Представители третьих лиц Государственного казенного учреждения Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. 4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство. 5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. 6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. ….По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. 8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. 9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Из материалов дела следует, что истец Насыров Рустам Фаридович, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, на дату обращения с иском (<ДД.ММ.ГГГГ>) достиг 18 лет (л.д. 9-12).
Мать Насырова Р.Ф. – <ФИО>2 решением Октябрьского районного суда Пермской области от <ДД.ММ.ГГГГ> <данные изъяты> в отношении сына Насырова Р.Ф., отец <ФИО>3 указан в свидетельстве о рождении со слов матери. (л.д. 37,38).
Постановлением главы Октябрьского муниципального района Пермского края <№> от 1.08.2008 года, над Насыровым Рустамом Фаридовичем, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения назначена опекуном <ФИО>4 (л.д.33).
Постановлением главы Администрации Атнягузинского сельского поселения Октябрьского муниципального района <№> от 8.06.2011 года Насыров Р.Ф. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения поставлен в льготную очередь на получение жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, оформивших и подавших соответствующие документы в 2011 году (л.д.27).
Согласно справки администрации Атнягузинского сельского поселения Октябрьского района Пермского края от <ДД.ММ.ГГГГ>, Насыров Р.Ф. зарегистрирован с <ДД.ММ.ГГГГ> по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д.23).
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) за Насыровым Р.Ф., <ФИО>2 и <ФИО>3 не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества – жилые помещения (на квартиры либо на жилые дома).
Согласно решению комиссии МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края по вопросу обеспечения жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда протокол <№> от 26.08.2013 года Насыров Р.Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (л.д. 24).
В судебном заседании установлены обстоятельства, дающие право Насырову Р.Ф. претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку Насыров Р.Ф. проживает на территории Пермского края, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения, Насыров Р.Ф. не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии прав на недвижимое имущество у истца, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 лет, на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечен.
Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Принят Законодательным Собранием Пермского края 20 апреля 2017 года). Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; 2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; 3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; 4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 5) принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; 6) обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены. 2. Предоставление жилых помещений во исполнение судебных решений о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот, принятых до вступления в силу настоящего Закона, является полномочием Правительства Пермского края.
В связи с тем, что вышеуказанные нормы вступили в силу с 1 июля 2017 года, следовательно, с указанной даты обязанность по предоставлению Насырову Р.Ф. жилого помещения должна быть возложена не на Правительство Пермского края, а на орган местного самоуправления муниципального образования на территории которого зарегистрирован и проживает истец, в данном случае на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края.
Поскольку суд установил, что с 1 июля 2017 года Правительство Пермского края и МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края по делам данной категории надлежащими ответчиками больше не являются, суд в соответствии с требованиями п. 1 ст. 6 Закона Пермского края от 29 декабря 2004 года № 1939-419 (в ред. от 10.05.2017), ст. 3 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года № 88-ПК, удовлетворяет заявленный иск, с возложением обязанности по предоставлению жилого помещения Насырову Р.Ф. на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края.
В то же время, поскольку юрисдикция администрации Октябрьского муниципального района распространяется только в границах муниципального образования Октябрьский муниципальный район Пермского края, суд возлагает на ответчика обязанность предоставить Насырову Р.Ф. жилое помещение в границах Октябрьского муниципального района Пермского края.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на администрацию Октябрьского муниципального района Пермского края обязанность предоставить Насырову Рустаму Фаридовичу, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в пределах Октябрьского муниципального района Пермского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.Г. Снегирева