Дело №2а-17/2018 12 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Бескровного Д.Г.,
при секретаре Филатове В.В.,
с участием прокурора Кузубовой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Октябрьского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильной дороги местного значения, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, администрацией сельского поселения в 2015 - истекшем периоде 2017 года не проводилась, что подтверждается информацией администрации Васильевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, исх. 855.
При этом ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Васильевского сельского поселения внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Новоаксайского сельского поселения, не произведена.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по обеспечению безопасности дорожного движения на территории поселения, заключающееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, и обязать администрацию Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления в силу решения суда провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Васильевского сельского поселения: асфальтированных дорог (инв.1609), переданных в муниципальную собственность Васильевского сельского поселения согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить. Не возражал рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель административного ответчика – администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в своем письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, иск признал.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», за сельскими поселениями в <адрес> закреплены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статья 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Как следует из содержания п. 12 ст. 3 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
При этом оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3 Порядка).
В силу п. 4 Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
В судебном заседании установлено, что ч. 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», утвержден перечень безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Октябрьского муниципального района, в муниципальную собственность Васильевского сельского поселения.
Таким образом, в собственности Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, в соответствии с выписками из ЕГРП, имеется муниципальное имущество, предназначенное для решения вышеприведенных вопросов местного значения: - асфальтированные дороги (инв.№), переданные в муниципальную собственность Васильевского сельского поселения согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Как заявлено административным истцом и подтверждается информацией администрации Васильевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), в нарушение требований п. 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильной дороги местного значения, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, администрацией сельского поселения в 2015 - истекшем периоде 2017 года не проводилась.
При этом ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени оценка технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Васильевского сельского поселения, не произведена.
В соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ИС-840-р с ДД.ММ.ГГГГ применяется ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог».
Согласно п. 4.1.6, 4.1.7 Правил, - по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог. В отдельных случаях, предусмотренных "Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание дорог на основании результатов диагностики и оценки их состояния.
В ходе судебного разбирательства доказательств устранения установленных нарушений ответчиком не представлено.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, в связи с чем непринятие органом местного самоуправления должных мер к обеспечению безопасности дорожного движения нарушает права граждан на безопасность дорожного движения по дорогам Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
Поскольку со стороны органа местного самоуправления имеется нарушение требований федерального законодательства, а также требований об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, а именно по обеспечению безопасности дорожного движения, заявленные прокурором требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> по обеспечению безопасности дорожного движения на территории поселения, заключающееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог местного значения в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Обязать администрацию Васильевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления в силу решения суда провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности Васильевского сельского поселения: асфальтированных дорог (инв.№), переданных в муниципальную собственность Васильевского сельского поселения согласно приложению № к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Октябрьский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Д.<адрес>
Копия верна
Судья Д.<адрес>
Секретарь ФИО1