Дело № 2-250/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 06 марта 2014 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Боковиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» к Б. о возложении обязанности по заключению трудового договора,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» (далее – ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ») обратилось в суд с исковым заявлением к Б. о возложении обязанности заключить трудовой договор с истцом и отработать в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» не менее * лет.
В обоснование заявленного требования указано, что * года между Б. и МУЗ «Вельская ЦРБ» заключен контракт о целевой подготовке специалиста в Архангельском медицинском колледже. Предметом контракта явилось реализация целевой подготовки специалиста для удовлетворения потребности учреждения в специалистах со средним медицинским образованием. В соответствии с условием контракта Б. обязалась после окончания обучения в колледже отработать в лечебном учреждении не менее * лет. В период обучения ответчик проходила производственную практику в учреждении. В * году Б. закончила обучение в Архангельском медицинском колледже, но к работе в учреждении до настоящего времени не приступила. На требование учреждения о заключении контракта ответа от Б. не последовало.
В судебном заседании представитель ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» К. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Б. в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, с заявленными требованиями не согласна, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика Б. – Ч. иск не признал, при этом пояснил, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное заключение трудового договора. При заключении ученического договора с Б. не соблюдены все обязательные условия, которые закреплены в трудовом законодательстве. Также со стороны учреждения здравоохранения имели место существенные нарушения условий контракта.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Международной конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.
В соответствии со ст. 198 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Как следует из материалов дела * года Б. обратилась к главному врачу МУЗ «Вельская ЦРБ» с заявлением о выдаче направления для поступления в СГМУ на лечебный факультет.
* года между МУЗ «Вельская ЦРБ» и Б. в рамках целевой контрактной подготовки специалиста в Архангельском медицинском колледже был заключен контракт.
Из содержания заключенного с Б. контракта от * года следует, что он заключен на основании Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942. Предметом контракта является реализация целевой контрактной подготовки специалистов для удовлетворения потребности работодателя в специалистах со средним медицинским образованием и интересов студента.
В соответствии с п. 1 названного Положения основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций, учреждений, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств, указанных бюджетов.
При этом согласно п. 4 Положения целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до 3-х лет с конкретным работодателем.
Договором должны быть определены обязательства сторон, в том числе и формы взаимной ответственности.
По условиям контракта МУЗ «Вельская ЦРБ» обязалось обеспечить Б. работой по специальности «лечебное дело», а Б., в свою очередь, обязалась прибыть после окончания обучения в колледже в течение * месяцев в МУЗ «Вельская ЦРБ» и отработать в данном лечебном учреждении не менее * лет.
В тот же день Б. выдано направление на целевую контрактную подготовку в Архангельском медицинском колледже.
В соответствии с выпиской из приказа ГАОУ СПО «Архангельский медицинский колледж» № *от * года по результатам единого государственного экзамена по целевому договору Б. зачислена в число студентов по специальности «*».
Распоряжением Правительства Архангельской области от * года № * МУЗ «Вельская ЦРБ» переименовано в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ».
Согласно выписке из приказа ГАОУ СПО «Архангельский медицинский колледж» № * от * года Б. окончила Архангельский медицинский колледж в * года и ей присвоена квалификация фельдшер, выдан диплом повышенного уровня. В * года Б. отчислена из колледжа, как закончившая обучение и получившая диплом.
* года истцом в адрес Б. было направлено требование о необходимости прибыть в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» для заключения трудового договора.
Б. ни в установленный в контракте срок после окончания ГАОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», ни после получения требования ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» к работе в ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ» не приступила.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность принудительного заключения трудового договора с работником.
Пунктом 7 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 года № 942, предусмотрена возможность возмещения причиненных в результате невыполнения контракта затрат. Аналогичные условия ответственности предусмотрены и контрактом от 19 июня 2009 года.
Кроме того, условиями контракта определено, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий со стороны работодателя студент освобождается от возмещения понесенных работодателем расходов в рамках выполнения настоящего контракта.
С учетом действующего законодательства, а также того обстоятельства, что истцом избран неправильный способ защиты своего права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ГБУЗ АО «Вельская ЦРБ».
Обстоятельства, указанные представителем ответчика о том, что при заключении ученического договора с Б. не были соблюдены обязательные условия, которые закреплены в трудовом законодательстве, а также об имевших место существенных нарушениях условий контракта, не подлежат установлению в рамках данного гражданского спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Вельская центральная районная больница» в удовлетворении исковых требований к Б. о возложении обязанности по заключению трудового договора - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Н.В. Сидорак