Дело №...а-369/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2019 года
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Кротиковой О.А.,
с участием представителя административного истца – Межрайонной ИФНС №4 по Волгоградской области – по доверенности Волковой Д.В., представителя административного ответчика Трубчаниновой О.В.– по доверенности Бондаревой И.А., представителя заинтересованного лица – ИФНС России по Центральному району г. Волгограда – по доверенности Заикиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по иску Межрайонной ИФНС №4 по Волгоградской области к Трубчаниновой О. В. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС №4 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Трубчаниновой О.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, указав, что Трубчаниновой О.В. в 2015, 2016 г. на праве собственности принадлежали следующие объекты налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ..., кадастровый №..., земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ..., кадастровый №..., за период 2015, 2016 г. на данные объекты был начислен земельный налог. В 2015 году - в размере 474 910 руб.(на земельный участок с кадастровым номером №...), в размере 68 938 руб.(на земельный участок с кадастровым номером №...). В 2016 году - в размере 509 215 руб.(на земельный участок с кадастровым номером №...), в размере 74 672 руб.(на земельный участок с кадастровым номером №...). В связи с несвоевременной оплатой земельного налога на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в размере 4 192 руб. 87 коп. До настоящего времени обязанность по уплате налога и пени не исполнена.
Административный истец просит суд, взыскать в бюджет с Трубчаниновой О. В. сумму задолженности по земельному налогу в размере 1 127 735 руб. 00 коп. за период 2015, 2016 г., а также пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 4 792 руб. 87 коп. в соответствии с требованием об уплате налога и пени № 28185 от 16.03.2018.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС №4 по Волгоградской области Волкова Д.В., в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Трубчаниновой О.В.– Бондарева И.А., возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что решением Краснослободского районного суда Волгоградской области от 01.03.2016 по делу №..., вступившим в законную силу 12.05.2016 истребованы из чужого незаконного владения Трубчаниновой О.В. в пользу Волгоградской области земельные участки с кадастровыми номерами: №... площадью 300 928 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 2 000 кв.м от ... по направлению юго-запад; №... площадью 43 683 кв.м., расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 2 000 кв.м от ... по направлению юго-запад. Таким образом, Трубчанинова О.В. с 12.05.2016 не является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №.... Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок с номером №... произведена 09.11.2018, на участок с номером №... -13.11.2018 по независящим от Трубчаниновой О.В. причинам, а именно: постановлением Центрального районного суда г. Волгограда от 30.05.2012 в рамках уголовного дела №... на земельные участки с кадастровыми номерами №... наложен арест, как на имущество, полученное в результате преступных действий. Вышеуказанные земельные участки Тубчанинова О.В. приобрела добросовестно. Ввиду ареста регистрационные действия прекращения права были приостановлены. Трубчанинова О.В. с заявлениями о снятии ареста с земельных участков для проведения регистрационных действий по прекращению права обращалась в различные органы: Комитет по управлению государственным имуществом, Краснослободский районный суд, Центральный районный суд г. Волгограда, однако везде получила отказ. Приговор по уголовному делу №..., в рамках которого был наложен арест, вступил в законную силу лишь 13.08.2018. По заявлению Трубчаниновой О.В. арест на земельные участки с кадастровыми номерами №... был отменен, о чем 30.08.2018 вынесено постановление Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области, которое вступило в законную силу 11.09.2018. Соответственно, после снятия ареста были произведены регистрационные действия по прекращению права собственности на земельные участки. Также указала, что срок обращения с данным административным иском административным истцом пропущен, также как и срок при обращении в судебный участок №... с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Трубчаниновой О.В.
Административный ответчик Трубчанинова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – ИФНС России по Центральному району г. Волгограда – Заикина Д.А., в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленный Межрайонной ИФНС №4 по Волгоградской области административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
На основании ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 387 земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки по земельному налогу на территории г. Волгограда установлены Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23.11.2005 № 24\464 «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда».
В порядке ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, - заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, - рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Трубчанинова О.В. являлась собственником следующих объектов: земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ..., кадастровый №..., земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ..., кадастровый №....
За период 2015, 2016 г. на данные объекты был начислен земельный налог в размере 1 127 735 руб. 00 коп. В связи с несвоевременной оплатой земельного налога налогоплательщику начислены пени в размере 4 792 руб. 87 коп.
Налогоплательщику направлялись налоговое уведомление № 83410702 от 27.12.2017, требование № 28185 по состоянию на 16.03.2018 об уплате налогов и пени, однако, до настоящего времени задолженность не погашена.
Доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока на подачу данного искового заявления суд находит несостоятельными, также как и довод о пропуске взыскателем Межрайонной ИФНС №4 по Волгоградской области срока при обращении в судебный участок № 120 с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Трубчаниновой О.В. ввиду следующего.
Срок исполнения требования № 28185 по состоянию на 16.03.2018 истек 17.04.2018. Следовательно, последним днем обращения о взыскании задолженности по налогам и пени по требованию №28185 по состоянию на 16.03.2018 в судебном порядке является 17.10.2018.
До истечения срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ 17.09.2018 и.о. мирового судьи судебного участка №120 Волгоградской области мирового судьи судебного участка №117 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Трубчаниновой О.В. в пользу Межрайонной ИФНС №4 по Волгоградской области сумм задолженности по земельному налогу в размере 1 127 735 руб. 00 коп., пени в размере 4 792 руб. 87 коп., задолженности по земельному налогу в размере 380 руб. 00 коп., пени в размере 01 руб. 62 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины.
Определением мирового судьи судебного участка №120 Волгоградской области 26.10.2018 отменен судебный приказ от 17.09.2018 о взыскании задолженности с Трубчаниновой О.В.
С данным административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС №4 по Волгоградской области обратилась в суд 23.11.2018.
Таким образом, налоговым органом срок обращения в суд, предусмотренный ч. 3 ст. 48 НК РФ с заявлением о взыскании задолженности по Требованию №28185 от 16.03.2018 не пропущен.
Сторонами не оспаривается факт неисполнения административным ответчиком налогового Требования №28185 в установленный в нем срок.
При определении размера задолженности, суд принимает за основу расчет, предоставленный административным истцом. Иного расчета, а также доказательств оплаты задолженности ответчиком суду не предоставлено.
Довод представителя административного ответчика Трубчаниновой О.В. - Бондаревой И.А., о том, что Трубчанинова О.В. с 12.05.2016 не является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №..., суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Согласно разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч.4 ст. 84 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии во Волгоградской области Трубчаниновой О.В. в 2015, 2016 г. на праве собственности принадлежали следующие объекты налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ..., кадастровый №..., земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, ..., кадастровый №....
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате земельного налога связывается с фактом регистрации права собственности на земельный участок.
Из изложенного следует, что плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как обладающее соответствующим вещным правом на недвижимое имущество, в силу чего обязанность по уплате земельного налога возникает у такого лица с момента регистрации за ним прав на недвижимое имущество, то есть внесения записи в указанный реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующее недвижимое имущество.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм земельного налога, руководствуются данными об объектах недвижимости – земельных участках, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что по состоянию на 2016 год собственником земельных участков с кадастровыми номерами №... с 30.12.2011 года являлась Трубчанинова О.В., право собственности на которые прекращено только в 2018 году, соотвественно, оснований для освобождения Трубчаниновой О.В.от уплаты земельного налога не имеется.
Ссылка представителя административного ответчика на письмо департамента недвижимости Минэкономразвития России от 11.10.207 №Д23и-5890, которым разъяснено, что если судебным решением была признана недействительной сделка и применены последствия ее недействительности, стороны были приведены в первоначальное состояние, в том числе право собственности соответствующей стороны сделки признано отсутствующим, в силу статей 166, 167 ГК РФ право собственности такой стороны по мнению Департамента будет считаться отсутствующим с момента вступления указанного судебного решения в законную силу, не может быть принято судом во внимание, поскольку основано на неверном толковании представителем административного ответчика норм права.
Решением Краснослободского районного суда Волгоградской области от 01.03.2016 был разрешен вопрос об истребовании из чужого незаконного владения Трубчаниновой О.В. земельных участков с кадастровыми номерами: №..., вопрос о признании сделки недействительной судом не рассматривался.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с Трубчаниновой О.В. в бюджет сумму задолженности по земельному налогу за период 2015,2016 г. в размере 1 127 735 руб. 00 коп., пени в размере 4 792 руб. 87 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец на основании п.7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Трубчаниновой О.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13 838 руб. 67 коп.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Межрайонной ИФНС №11 по Волгоградской области к Трубчаниновой О. В. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени - удовлетворить.
Взыскать в бюджет с Трубчаниновой О. В. сумму задолженности по земельному налогу за период 2015, 2016 г. в размере 1 127 735 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 4 792 руб. 87 коп.
Взыскать с Трубчаниновой О. В. в доход муниципального бюджета города-героя Волгоград государственную пошлину в размере 13 838 руб. 67 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:.
Мотивированное решение изготовлено 04.03.2019.
Судья:.