Дело №–5355/15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 августа 2015 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Моисеевой И.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием помощника Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона ФИО3, представителя ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории <данные изъяты> при Федеральном агентстве специального строительства» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона в защиту интересов РФ в лице ФГКУ «<данные изъяты> к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное управление специального строительства по территории <данные изъяты> при Федеральном агентстве специального строительства» о понуждении произвести работы в соответствии с условиями государственного контракта (третье лицо Региональное управление заказчика капитального строительства <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор <данные изъяты> гарнизона обратился в суд к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное управление специального строительства по территории <данные изъяты> при Федеральном агентстве специального строительства» о понуждении произвести работы в соответствии с условиями государственного контракта, указав в качестве третьего лица Региональное управление заказчика капитального строительства <данные изъяты>. Требования обоснованы тем, что военной прокуратурой <данные изъяты> гарнизона проведена прокурорская проверка исполнения должностными лицами ФГУП «ГУСС «<данные изъяты>» при <данные изъяты> законодательства о сохранности федеральной собственности, трудового и жилищного законодательств, а также о капитальном строительстве. Надзорными мероприятиями установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р <данные изъяты> в лице входящих в его состав воинских формирований (подведомственных организаций) является единственным исполнителем проектно-изыскательских работ, работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов специального значения Министерства обороны Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой вооружения на 2011-2020 годы и федеральными целевыми программами, проектно-изыскательских работ, работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции базовых военных городков до момента их полной готовности к эксплуатации. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ (Государственный заказчик) и ФГУП «ГУСС «<данные изъяты>» при <данные изъяты> (Генеральный подрядчик) заключен Государственный контракт № ДГЗ-П-25/11 -С/2011 (Контракт) на полный комплекс работ по объекту: «Жилая застройка на 2192 квартиры по адресу: <адрес>, <данные изъяты> (шифр объекта 11-25/11-С). Согласно п. 2.2 Контракта <данные изъяты> обязуется выполнить работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами. В соответствии с п.2.3 Контракта Генеральный подрядчик - Дальспецстрой ознакомлен с Техническим заданием и не имеет замечаний, увеличивающих цену Контракта и сроки выполнения работ по Контракту. Цена контракта составляла 4 131090 рублей. Цена контракта являлась твердой и не подлежит изменению в течении срока действия Контракта. В соответствии с п.3.2 Контракта в цену Контракта включена стоимость всех затрат Генерального подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту. Датой окончания работ, согласно приложению № Контракта, является ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на май 2015 г. в связи с низким темпом производства работ, а также ее ненадлежащей организации, строительство жилой застройки не завершено. Таким образом, ненадлежащее исполнение ФГУП «ГУСС «<данные изъяты>» своих договорных обязательств по строительству жилой застройки на 2192 квартиры по адресу: <адрес>, Волочаевский городок, влечет нарушение договорных обязательств по заключенному Государственному контракту. Просит суд обязать ФГУП «ГУСС «<данные изъяты> произвести работы в соответствии с заключенным Государственным контрактом №ДГЗ-П-25/П-С/2011 на полный комплекс работ по объекту: «Жилая застройка на 2192 квартиры по адресу: <адрес>, Волочаевский городок» (шифр объекта П-25/11-С).
В судебное заседание не явился представитель третьего лица ФКП «Управление заказчика <данные изъяты>». О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие из-за невозможности явки по причине занятости.
Суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании помощник Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства по территории <данные изъяты> при Федеральном агентстве специального строительства» ФИО1 исковые требования не признала, указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством <данные изъяты> и ответчиком заключен государственный контракт, предметом которого является полный комплекс работ по объекту: «Жилая застройка на 2192 квартиры по адресу: <адрес>, Волочаевский городок». В соответствии с п.3.1 Контракта цена составляет 4 131 090 000 рублей. Согласно положительному заключению государственной экспертизы №.7-1- 5-0008-12 стоимость работ составляет 6 426 229 032 рублей. Таким образом, дефицит финансирования составляет 2 295 139 032 рублей. В этой связи, руководством предприятия неоднократно направлялись в адрес заказчика обращения об изменении условий контракта, в том числе о рассмотрении вопроса об увеличении цены контракта, так как реальная цена стоимости работ ставила под вопрос исполнение Контракта в целом. После внесения изменений в проектную документацию, заказчиком была повторно заказана государственная экспертиза сметной стоимости работ, которая установила цену стоимости работ в размере 5 743 601 038 рублей, что так же ведет к увеличению стоимости работ на 1 612 511 038 рублей. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. В этой связи, а так же по причине бездействия Заказчика в решении вопроса дальнейшего финансирования строительства руководством предприятия было принято решение о приостановлении работ на объекте, так как убытки предприятия составляли 952 993 334,548 рублей, о чем было дано соответствующее распоряжение и направлено в адрес Заказчика. На сегодняшний день руководством сторон по договору достигнуты соглашения о рассмотрении вопроса дополнительного финансирования и включения в смету затрат Министерства обороны Российской Федерации на 2015 года дефицита денежных средств по Контракту, в связи с чем, возобновлены СМР на объекте. Вместе с тем истцом выбран неверный способ защиты нарушенных прав, поскольку ни закон, ни договор не предусматривает право принудительного исполнения обязательств по договору. Взаимоотношения сторон носят гражданско-правовой характер и при наличии спора подлежат рассмотрению в порядке Арбитражного процессуального кодекса РФ. Таким образом, доказательств бездействия ответчика истцом не предоставлено, а так же Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено принудительное исполнение обязательств по договору.
Согласно письменного отзыва представителя третьего лица ФКП «Управление заказчика КС <данные изъяты>» - требования истца являются законными и обоснованными по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ и ФГУП «ГУСС «<данные изъяты>» заключен государственный контракт №ДГЗ-П-25/11-С/2011 на полный комплекс работ по объекту «Жилая застройка на 2192 квартиры по адресу: <адрес> городок». Согласно пункту 2.2 Контракта <данные изъяты> обязуется выполнить работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными средствами и силами. В соответствии с пунктом 2.3 Контракта Генеральный подрядчик (<данные изъяты> ознакомлен с Техническим заданием и не имеет замечаний, увеличивающих цену Контракта и сроки выполнения работ по Контракту. В соответствии с пунктом 3.2 Контракта в цену Контракта включена стоимость всех затрат Генерального подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту. Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Ст.310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий. В силу ч.3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По состоянию на май 2015 г. в связи с низким темпом производства работ, а также ее ненадлежащей организацией, строительство жилой застройки не завершено. Таким образом, ненадлежащее исполнение Дальспецстрой своих договорных обязательств по строительству жилой застройки на 2192 квартиры влечет нарушение договорных обязательств по заключенному государственному контракту.
Выслушав пояснения помощника Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона ФИО3, представителя ответчика ФГУП «Главное управление специального строительства по территории <данные изъяты> при Федеральном агентстве специального строительства» ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В случае нарушения имущественных и иных прав и законных интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, суд возбуждает гражданское дело по заявлению прокурора.
Поскольку финансовые средства Министерства обороны являются собственностью <данные изъяты>, обращение прокурора в суд в интересах государства допустимо.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством <данные изъяты> (Государственный заказчик) и ФГУП «ГУСС «<данные изъяты> (Генеральный подрядчик) заключен Государственный контракт № ДГЗ-П-25/11 -С/2011 (Контракт) (в редакции дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) на полный комплекс строительно-монтажных работ, инженерных изысканий для подготовки проектной документации по объекту: «Жилая застройка на 2192 квартиры по адресу: <адрес>, Волочаевский городок» (шифр объекта 11-25/11-С).
Согласно п.2.2 Контракта <данные изъяты> обязуется выполнить работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами.
В соответствии с п.2.3 Контракта Генеральный подрядчик - <данные изъяты> ознакомлен с Техническим заданием и не имеет замечаний, увеличивающих цену Контракта и сроки выполнения работ по Контракту. Цена контракта составляла 4 131090 рублей.
В соответствии с п. 3.2 Контракта в цену Контракта включена стоимость всех затрат Генерального подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту, а именно: стоимость проведения инженерных изысканий; стоимость разработки Проектной документации и необходимые согласования; стоимость прохождения Государственных экспертиз (при необходимости); стоимость разработки Рабочей документации и необходимые согласования; стоимость всех работ согласно проектной документации и разработанной на ее основании рабочей документации; стоимость приобретения, поставки и монтажа необходимого для строительства и эксплуатации Объекта оборудования, конструкций и материалов, поставляемых Генподрядчиком; стоимость необходимых для нормальной эксплуатации Объекта пусконаладочных работ; стоимость инженерных сетей; стоимость технической инвентаризации, в том числе: изготовление технического (их) паспорта (ов) (паспорта БТИ), кадастрового паспорта на каждый объект недвижимости, входящий в состав Объекта; сертификация электрооборудования; стоимость обследований; затраты, связанные с обеспечением строительства рабочими, в том числе иностранными, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование; стоимость технологических присоединений/подключений; таможенное оформление, в том числе уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию РФ в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления; транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Генподрядчиком;
накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные затраты, а также все налоги, действующие на момент заключения Контракта; стоимость понесенных Генподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также стоимость вырубки деревьев, другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, Объекта и оборудования до момента исполнения Генподрядчиком всех обязательств по настоящему Контракту; средства на покрытие затрат по страхованию строительно- монтажных рисков; стоимость услуг по ведению авторского надзора; иные затраты, прямо не предусмотренные, но необходимые для исполнения Генподрядчиком обязательств по Контракту.
Датой окончания работ, согласно приложению № Контракта, является ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что по состоянию на май 2015 г. строительство объекта «Жилая застройка на 2192 квартиры по адресу: <адрес>, Волочаевский городок» (шифр объекта 11-25/11-С) не завершено.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р <данные изъяты> в лице входящих в его состав воинских формирований (подведомственных организаций) является единственных исполнителями проектно-изыскательских работ, работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов специального значения Министерства обороны Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой вооружения на 2011 - 2020 годы и федеральными целевыми программами, проектно-изыскательских работ, работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции базовых военных городков до момента их полной готовности к эксплуатации.
Согласно статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 314 Гражданского кодекса РФ определен срок исполнения обязательства, а именно если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Согласно ст.ст. 763, 740,758 Гражданского кодекса РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Положением ст. 768 ГК РФ определено правовое регулирование государственного или муниципального контракта, а именно: к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 94 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ФГУП «ГУСС «<данные изъяты> своих договорных обязательств по строительству жилой застройки на 2192 квартиры по адресу: <адрес>, Волочаевский городок, влечет нарушение договорных обязательств по заключенному Государственному контракту, в связи с чем заявленные требования военного прокурора <данные изъяты> гарнизона подлежат удовлетворению.
Доводы о недостаточном финансировании строительных работ не освобождают ответчика от выполнения работ по строительству объекта «Жилая застройка на 2192 квартиры по адресу: <адрес> городок» в установленный срок, поскольку соглашения сторон об установлении иного срока не заключено, а являются основаниями для обращения с требованиями о взыскании денежных средств.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №░░░-░-25/11 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2192 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░░ ░░░░░░░ ░-25/11-░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2015 ░░░░