№2-1225/2014
Решение
Именем Российской Федерации
22 апреля 2014 года г.Туймазы
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Хайруллина А.Т.,
при секретаре Газизовой З.М.,
с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора
Ведерниковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туймазинского межрайонного прокурора к администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ о признании бездействия незаконным, понуждении разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса, согласно лесохозяйственному регламенту, суд
Установил
Туймазинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ о признании бездействия незаконным, понуждении разработать и утвердить лесохозяйственный регламент, поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса, согласно лесохозяйственному регламенту на том основании, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования администрацией сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статьей 84 Лесного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов и организация мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу п.п. 1, 2, 6 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов в области лесных отношений является устойчивое управление лесами, обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 516 от 12.12.2011. Согласно Инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Исходя из положений ст.ст. 19, 81, 98 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за исполнением, охраной, защитой, воспроизводства лесов осуществляется органами местного самоуправления.
В то же время администрация сельского поселения в течение длительного периода времени, меры направленные на проведение работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента не принимает.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонным прокурором в адрес главы сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования и разработке лесохозяйственного регламента, по результатам рассмотрения которого администрация сельского поселения обязалась разработать указанный нормативный акт, однако на момент настоящей проверки упомянутое представление в полном объеме не удовлетворено, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден, что и послужило основанием для обращения в суд.
Кроме того, передача земель лесного фонда из государственной собственности в муниципальную собственность администрацией сельского поселения не осуществлялась. Лесные участки, относящиеся к землям населенных пунктов в муниципальную собственность сельского поселения не переведены и не зарегистрированы. Общая площадь муниципальных лесов на территории сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет не установлена. Границы земельных участков, занятых лесами, на территории сельского поселения не определены. Земельные участки, занятые муниципальными лесами, на кадастровый учет не поставлены. Ведение государственного реестра органами местного самоуправления не осуществляется. Указанные нарушения подтверждаются информацией сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о повторной проверке, информациями представленными ГУ «Туймазинское лесничество», КУС МЗИО РБ по Туймазинскому району и г. Туймазы, Отделом по Туймазинскому району и г. Туймазы федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.
Кроме того, согласно ст. 92 Лесного кодекса государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон).
В ст. 1 Закона установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - Закон) органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов) осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству.
Вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны администрации сельского поселения появляется опасность возникновения пожаров, наступления тяжких последствий для жизни людей и их имущества, а также безответственное использование леса может привести к его исчезновению.
Просят признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельский совет муниципального района Туймазинский район, выразившееся в не разработке и непринятии лесохозяйственного регламента.
Обязать администрацию сельского поселения Верхнетроицкий сельский совет муниципального района Туймазинский район в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
-разработать и утвердить в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент;
-поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены леса согласно лесохозяйственному регламенту сельского поселения Верхнетроицкий совет муниципального района Туймазинский район.
В суде помощник Туймазинского межрайонного прокурора Ведерникова О.А. исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельсовет муниципального района Туймазинский район РБ - Минуллина Н.Г. иск прокуратуры признала в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Принимая во внимание, что выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе Лесного кодекса РФ, указанные нарушения нашли свое подтверждение в суде и их не отрицает ответчик, в силу принятия судом признания иска ответчиком, что не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, суд считает исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, мнения сторон, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений 12 месяцев.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Верхнетроицкий сельский совет муниципального района Туймазинский район, выразившееся в не разработке и непринятии лесохозяйственного регламента.
Обязать администрацию сельского поселения Верхнетроицкий сельский совет муниципального района Туймазинский район в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
-разработать и утвердить в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент;
-поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены леса согласно лесохозяйственному регламенту сельского поселения Верхнетроицкий сельский совет муниципального района Туймазинский район.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца через Туймазинский районный суд РБ.
Судья подпись А.Т. Хайруллин
Секретарь З.М. Газизова
Решение на 25.04.2014г. не вступило в законную силу
Подлинный документ подшит и хранится в деле № 2-1225/2014 Туймазинского районного суда