Решение по делу № 2-1323/2018 ~ М-936/2018 от 17.04.2018

Дело № 2-1323/2018                                                10 июля 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Реутской О.В.,

при секретаре Храмцовой Н.А.

с участием истца Зотова В.В.

представителя ответчика - Иванова И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотова Владимира Викторовича к Пограничному управлению ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании ветераном боевых действий, обязании выдать удостоверение

УСТАНОВИЛ:

Зотов В.В. обратился в суд с иском к ФГКУ Пограничное управление ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании ветераном боевых действий согласно Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование иска указал, что с **.**.**** года он проходил военную службу в войсковой части №***, входящей в состав Пограничной группы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, весь указанный период выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан, полагает, что имеет право на присвоение звания «Ветеран боевых действий», в чем ему ответчиком отказано ввиду отсутствия документов, подтверждающих выполнение конкретных задач на территории Таджикистана. Ссылаясь на Федеральный закон от 28.11.2015 № 351-ФЗ, которым внесены изменения в раздел III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», указывает, что после изменения законодательства у него отсутствует обязанность представлять доказательства фактического участия в боевых действиях, указанные обстоятельства подтверждаются записью в военном билете, приказом командира войсковой части 2528 от 03 января 2002 года № 3, Указом Президента Республики Таджикистан от 23 октября 1992 года № 217, абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года    № 280, просил суд признать ветераном боевых действий и обязать ответчика выдать удостоверение «Ветеран боевых действий».

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям, кроме того указал на непоследовательность позиции ответчика, который в ходе судебного разбирательства ссылается на наличие иных оснований для отказа в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», а именно на отсутствие гражданства Российской Федерации в период прохождения военной службы, что, по мнению истца, является необоснованным, поскольку он не принимал гражданство какого-либо иного государства, являлся гражданином СССР, после чего в установленном законом порядке приобрел гражданство Российской Федерации.

Представитель ответчика исковые требования не признал, указал что решение об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» принято обоснованно, после изучения всех представленных документов, в том числе сведений о том, что истец не являлся гражданином Российской Федерации в период прохождения военной службы, был направлен в пограничные войска органами военного управления Таджикистана в соответствии с международными соглашениями, он не является военнослужащим Российской Федерации, в отношении истца невозможно применить Закон Российской Федерации «О ветеранах», поскольку на него распространяются льготы в соответствии с законодательством Республики Таджикистан(л.д.59-63)

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд установил.

11 января 2018 года Зотов В.В. обратился в Комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» Пограничного управления ФСБ РФ по СПБ и ЛО.(л.д.25)

Заключением Комиссии от 13 февраля 2018 года в выдаче удостоверения отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих основания для признания гражданина ветераном боевых действий(л.д.41)

Из материалов дела следует, что Зотов В.В., **.**.**** рождения, на момент распада СССР проживал в <данные изъяты>, после окончания в **.**.**** году <данные изъяты> призван на военную службу Центральным районным военным комиссариатом <данные изъяты>.

Согласно имеющимся документам, истец проходил военную службу с **.**.**** года по **.**.**** года в войсковой части №***, входящая в состав Пограничной группы ФПС РФ на территории <адрес>, в должности начальника склада объединенных видов материального обеспечения, уволен по ст. 46 пункт «е» - по служебному несоответствию.

После увольнения направлен для постановки на воинский учет по месту постоянного жительства в Центральный районный военный комиссариат г<адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются записями в военном билете(л.д.29-35), и архивными справками(л.д.28,39-40)

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2011 года № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан», Федеральный закон «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.

Для наделения гражданина статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два условия: 1) принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и 2) участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации

При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года     № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, и лица, уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Законом СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», регулирующим вопросы прохождения службы до 1 марта 1993 (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.), было предусмотрено, что воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными; призываются на сборы военнообязанные, зачисленные в запас (статьи 5, 6, 49 - 51, 55).

В соответствии со ст.2 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане Российской Федерации приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях других государств, определяется в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации(п.2)

За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.(п.3 ст.2 Закона)

До 2003 года призыв на военную службу, в том числе на контрактной основе, осуществлялся только в отношении граждан Российской Федерации(Федеральный закон от 11.11.2003 N 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»)

То есть к военнослужащим(бывшим военнослужащим) относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в состав Вооруженных Сил Российской Федерации включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших Вооруженных Сил Союза ССР, дислоцирующиеся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами Российской Федерации, находящиеся под ее юрисдикцией.

С учетом обстановки на территориях бывших союзных республик - ныне суверенных государств, и ответственности Российской Федерации за выполнение функций, возложенных на нее Уставом ООН, и необходимостью совершенствования системы безопасности в рамках Содружества Независимых Государств, Указом Президента РФ предусмотрено включение в состав Вооруженных Сил Российской Федерации органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, организаций, военно-учебных заведений бывших Вооруженных Сил Союза ССР, дислоцирующихся на территории России, а также группировок войск и сил флота за пределами Российской Федерации, находящихся под ее юрисдикцией.

Указом Президента России предусмотрено определить статус войск (сил), расположенных на территориях других государств и не вошедших в состав их собственных вооруженных сил и Стратегических Сил Содружества Независимых Государств на основе межгосударственных переговоров.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами республики Таджикистан в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, заключенным в Душанбе 30 марта 1994 года, установлено, что Российская Федерация принимает граждан республики Таджикистан на военную службу по контракту и по призыву в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории республики Таджикистан(ст.2); при этом военная служба в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан, засчитывается гражданам республики Таджикистан как военная служба в Вооруженных Силах Республики Таджикистан с предоставлением им и членам их семей прав и льгот в соответствии с законодательством Республики Таджикистан(ст.9)

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

Таким образом, указанный Закон, признавал гражданами Российской Федерации всех граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992 года, не имеющих принадлежности к гражданству других государств.

Также Закон Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» предусматривал возможность приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации гражданами бывшего СССР, проживающими на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшими для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (редакция от 17 июня 1993 года).

Зотов В.Н. приобрел гражданство Российской Федерации **.**.**** года на основании п. «г» ст.18 Закона Российской Федерации от 28.11.1991        № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», то есть в юридически значимый период с 15.09.1992 по 30.07.1993 года Зотов В.В. проживая на территории <адрес> гражданином Российской Федерации не являлся, и не определил свою принадлежность к гражданству какого-либо государства.

Принимая во внимание приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что истец, не являясь гражданином Российской Федерации, проходил военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с международным договором, которым период службы отнесен к военной службе в Вооруженных Сил Республики Таджикистан.

Указанное обстоятельство не позволяет отнести Зотова В.В. к категории военнослужащих Российской Федерации, и следовательно вывод Комиссии об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О ветеранах» является обоснованным.

То обстоятельство, что Зотов В.В. проходил военную службу в период, когда указом Президента Республики Таджикистан № УП-217 от 23 октября 1992 года введено, и Указом Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан № 4 от 6 января 1993 года продлено чрезвычайное положение, правового значения по делу не имеет, поскольку, как указано выше, истец военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации не проходил, является военнослужащим Республики Таджикистан, и может претендовать на льготы и социальные гарантии, установленные законодательством республики Таджикистан.

Учитывая изложенное, суд полагает, что основания для удовлетворения исковых требований Зотова В.В. отсутствуют.

руководствуясь ст.ст. 193-199, 320-321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Зотова Владимира Викторовича - отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме, через суд его постановивший.

Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2018 года

Судья:

2-1323/2018 ~ М-936/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зотов Владимир Викторович
Ответчики
Пограничное Управление ФСБ России по СПб и ЛО
Суд
Дзержинский районный суд
Судья
Реутская Ольга Владимировна
17.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2018[И] Передача материалов судье
20.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2018[И] Предварительное судебное заседание
10.07.2018[И] Предварительное судебное заседание
10.07.2018[И] Судебное заседание
10.07.2018[И] Судебное заседание
18.07.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее