РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2016 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд
Ставропольского края Российской Федерации
В составе председательствующего судьи Мелихова И.В.,
при секретаре Исмаиловой Е.А.,
с участием:
истца - помощника прокурора Туркменского района Басовой Д.В.,
ответчика – представителя администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> Капелюха В.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> о возложении обязанности разработать и принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,
установил:
<адрес> обратился в Туркменский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> о возложении обязанности разработать и принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в ходе которой установлено следующее. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 5 часть 1, часть 3 стать 14), <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» (ч. 3 ст. 9) относит осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения поселения. Согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ, к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Статья 2 Федерального закона № 294-ФЗ дает определение понятию «муниципальный контроль», под которым понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Статьей 6 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся в том числе, полномочия по: организации и осуществлению муниципального контроля на соответствующей территории; разработке административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в их взаимосвязи с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О местном самоуправлении в <адрес>», к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Таким образом, анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов. Вместе с тем, в администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации поселения в названной сфере правоотношений. Данные обстоятельства установлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ путем осуществления мониторинга официального сайта органа местного самоуправления, на котором размещен перечень действующих административных регламентов. Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных направлений деятельности органов власти по повышению эффективности противодействия коррупции является оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. Отсутствие регламентации проведения контрольных мероприятий создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны сотрудников органов муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, круг которых неопределен. На основании изложенного просит суд: обязать администрацию Новокучерлинского сельсовета <адрес> Ставропольского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Участвовавший в судебном заседании помощник прокурора <адрес> Басова Д.В. поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> Капелюха В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.
Заслушав помощника прокурора <адрес> Басову Д.В., представителя администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> Капелюха В.И., исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 5 часть 1, часть 3 стать 14), <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» (ч. 3 ст. 9) относит осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ, к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно статье 2 Федерального закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Статьей 6 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся в том числе, полномочия по организации и осуществлению муниципального контроля на соответствующей территории; разработке административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в их взаимосвязи с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О местном самоуправлении в <адрес>», к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов.
Суд считает, что представленные прокурором доказательства подтверждают, что в администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, что свидетельствует о бездействии администрации поселения в названной сфере правоотношений.
На основании п. 9 ст. 333.36, п.19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Обязать администрацию Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд.
Судья подпись И.В. Мелихов
Подлинник решения хранится в
гражданском деле № 2-325/2016
Туркменского районного суда
Ставропольского края.