Дело№12-356/2019
РЕШЕНИЕ
27 ноября 2019г. г.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Матвеева Н.А., при секретаре Занданове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе на постановление мирового судьи судебного участка №1 Советского района г.Улан-Удэ от 31 октября 2019г. в отношении ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №... от ДД.ММ.ГГГГг. производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус»по ч. 1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Управления Роскомнадзора по РБ обратился в районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что не согласны с выводами мирового судьи о том, что предписание Роскомнадзора № ... от 11.07.2019г. не содержит каких-либо требований и конкретных указаний с четкими формулировками относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, в нем отражено лишь общее содержание выявленного нарушения. При этом устранение выявленного нарушения объема вещания, имевшего место до вынесения данного предписания, само по себе неисполнимо, что указывает на незаконность данного предписания. Кроме того, суд принял во внимание, что юридическим лицом были предприняты все возможные меры, направленные на устранение нарушений в сфере вещания телеканала, о чем в Управление Роскомнадзора по ... было письменно проинформировано в установленный в предписании срок.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) должностные лица органа, проводившего проверку, в случае выявления при ее проведении нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, обязаны выдать юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В целях исполнимости предписание Роскомнадзора № ... от 11.07.2019г. содержит следующие сведения: конкретные нормы права, а именно п.п. «а» п. 4 Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ...; конкретные действия для устранения выявленных нарушений, а именно приведение в соответствие с лицензией серия ТВ ... от ДД.ММ.ГГГГ общего объема вещания, объема вещания телеканала «ТНТ», объема вещания телеканала «Ариг Ус», программной концепции вещания телеканала «Ариг Ус»; конкретный срок устранения нарушения, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Довод судьи о принятии ответчиком всех возможных мер, направленных на устранение нарушения в сфере вещания телеканала, вызывает сомнение, поскольку только лишь направление письма об устранении нарушений не является доказательством принятия ответчиком всех возможных мер. Кроме того, постановление не содержит сведений, свидетельствующих о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, повлекших за собой неисполнение предписания.
В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по РБ по доверенности Олзоев Э.-Д.И. доводы изложенные в жалобе подержал. Просил постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Представитель ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус»по доверенности Бальжинимаева Е.В. с доводами жалобы не согласилась, полагала, что мировым судьей законно и обоснованно вынесено постановление о прекращении производства по делу, просила жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц и организаций по вопросу соблюдения ими законодательства Российской Федерации.
При осуществлении деятельности по государственному надзору (контролю) уполномоченными органами (лицами) могут выноситься обязательные для исполнения предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений тех или иных норм закона.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору). Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Субъектом ответственности являются граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективную сторону правонарушения характеризует умысел.
Учитывая диспозицию ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля). Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов.
Также следует учитывать, что лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что указанные в предписании должностного лица нарушения допущены именно этим лицом, при этом возможность выполнения предписания у этого лица имелась, но меры по его выполнению приняты не были.
Из представленных материалов дела следует, что ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» является лицензиатом в осуществлении деятельности по вещанию СМИ телеканалов «Ариг Ус» и «ТНТ».
Согласно лицензии серии ТВ ... от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление наземного эфирного вещания, ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» должно осуществлять вещание СМИ «ТНТ» в объеме 100 часов в неделю и СМИ «Ариг Ус» в объеме 33 часов в неделю с указанием направления вещания и процентного соотношения, а именно информационное (63,7%), культурно-просветительское (6%), познавательно-образовательное (4,6%), публицистическое (11,3%), спортивное (0,8%), музыкальное (3%), развлекательное (10,6%).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки заместителем руководителя Управления Роскомнадзора по ... в адрес ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» вынесено предписание об устранении выявленного нарушения, согласно которому нарушены лицензионные требования, а именно: общий объем вещания увеличен и не соответствует объему, указанному в приложении ... к лицензии; объем вещания телеканала «ТНТ» увеличен и не соответствует объему, указанному в приложении ... к лицензии; объем вещания телеканала «Ариг Ус» увеличен и не соответствует объему, указанному в приложении ... к лицензии; не соблюдается программная концепция вещания телеканала «Ариг Ус» и процентное соотношение направления вещания не
соответствует указанному в приложении ... к лицензии и составляет:
информационное 49% (по лицензии 63,7%), культурно-просветительское 6% (по
лицензии 6%), познавательно-образовательное 8% (по лицензии 4,6%), публицистическое 8% (по лицензии 11,3%), спортивное 11 % (по лицензии 0,8%), музыкальное 4 % (по лицензии 3%), развлекательное 14 % (по лицензии 10,6%).
Установлен срок устранения нарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту систематического наблюдения от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роскомнадзора по ..., предписание от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» не исполнено в срок, так как общество не обеспечило соблюдение лицензионных требований в части объема вещания, указанного в приложении ... к лицензии, что подтверждается справкой о результатах анализа недельной записи эфира на 12 ТВК на территории ..., предоставленной Управлением по ... ФГУП «ГРЧЦ» в ДФО со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой установлено увеличение объема вещания на 4 часа 45 минут 8 секунд.
В соответствии со ст.31.7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О средствах массовой информации», лицензирующий орган в пределах своей компетенции выдает лицензиату предписание об устранении выявленного нарушения или о недопустимости совершения нарушения, в том числе в случае: выявления уполномоченными государственными органами нарушения, связанного с несоблюдением требований настоящего Закона, требований иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с осуществлением телевизионного вещания, радиовещания; выявления лицензирующим органом нарушения лицензиатом лицензионных требований.
На основании ст.31.6 указанного закона, к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах сведения о его деятельности, состояние используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности технических средств, распространяемые телеканалы или радиоканалы, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В силу п.п.6, 7 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи предметом внеплановой проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, подлежащие выполнению для устранения допущенного нарушения законодательства.
Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, исполнимость предписания также является важным требованием к данному виду ненормативного акта.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Однако в предписание от ДД.ММ.ГГГГ №П-0/-/1/199 указаны лишь выявленные нарушения в части увеличения общего объема вещания в неделю, соотношения вещания продукции СМИ к общему объему вещания в неделю, не соблюдения программной концепции вещания, указанных в приложении ... к лицензии серия ТВ ... от ДД.ММ.ГГГГ, а также срок устранения нарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
Каких-либо требований и конкретных указаний, которые необходимо совершить исполнителю, данное предписание не содержит, в нем отражено лишь общее содержание выявленного нарушения.
Следовательно выданное контролирующим органом предписание, само по себе неисполнимо, что указывает на незаконность данного предписания.
Выявление при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ нарушения могут повлечь за собой ответственность юридического лица не связанную с выполнением указанного выше предписания, при наличии достаточных к тому оснований.
При установленных по делу обстоятельствах, обжалуемое постановление мирового судьи вынесено законно и обоснованно, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░ ░░.░░.░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░» ░░ ░.1 ░░.19.5 ░░░░ ░░,░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░