Дело № 2а-153/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» января 2020 года город Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе:
Председательствующего судьи Степиной М.В.,
при секретаре Тимкович А.О.,
с участием административного истца Кириллова С.В., его представителя на основании ордера №040 от 11.10.2019 года адвоката Плоткиной Ю.Б.,
представителя административного ответчика Горской Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Кириллова С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решения №КУВД-001/2019-4496895/4 от 25.07.2019 г. об отказе государственного кадастрового учёт, возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учёт изменений о земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Кириллову С.В.,
установил:
Кириллов С.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Управлению Росреестра по Тверской области с требованиями признать незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № КУВД-001/2019- 4496895/4 от 25.07.2019г. об отказе государственного кадастрового учета;
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет изменений о земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу<адрес>, принадлежащего на праве собственности Кириллову С.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь <данные изъяты> кв. м. 11.04.2019 года Кирилловым С.В. в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии было подано заявление КУВД-001/2019-4496895 о государственном кадастровом учете изменения площади и (или) изменения описания местоположения границ вышеуказанного земельного участка на основании межевого плана. 25.07.2019 года Управлением Росреестра по Тверской области было вынесено решение об отказе государственного кадастрового учета в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно, приведенное обоснование местоположения уточненных границ земельного участка не соответствует ч.10 ст.22 Закона ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.70 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития № 921 от 08.12.2015г. (сведения о закреплении местоположения границ земельного участка с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, отсутствуют). Кириллов С.В. считает данное решение незаконным, полагая, что граница земельного участка установлена фактическим землепользованием на протяжении длительного времени (более 15 лет), что было отражено в первоначальном и представленном дополнительно заключении кадастрового инженера.
Административный истец Кириллов С.В., его представитель на основании ордера адвокат Плоткина Ю.Б. заявленные требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика управления Росреестра по Тверской области Горская Е.В. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.
Заинтересованные лица, извещенные о дате и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Кириллов С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь <данные изъяты> кв. м.
11.04.2019 года Кириллов С.В. обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменения площади и (или) изменения описания местоположения границ вышеуказанного земельного участка, предоставив пакет необходимых документов, в том числе межевой план принадлежащего ему земельного участка по состоянию на дату обращения.
25.04.2019 года Управление Росреестра по Тверской области приостановило осуществление государственного кадастрового учета, указав, что представленный межевой план не подтверждает законность местоположения устанавливаемых границ земельного участка.
После предоставления Кирилловым С.В. дополнительных документов, 25.07.2019 года Управлением Росреестра по Тверской области истцу отказано в государственном кадастровом учете, в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для решения о приостановлении.
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Аналогичные правовые нормы, на момент окончания кадастровых работ 28.05.2019, содержала часть 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", которая предусматривала, что при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
Как следует из межевого плана от 28.05.2019, в ответе на заявление на получение картографического материала сообщается об отсутствии в государственном фонде данных картографического материала, полученного в результате землеустройства. Исходя из этого, было принято решение учитывать границы земельного участка по фактическому землепользованию (более 15 лет).
В соответствии с п.70 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из заключения кадастрового инженера, являющегося неотъемлемой частью межевого плана от 28.05.2019 следует, что при проведении межевания земельного участка было выявлено отсутствие данных картографического материала, в связи с чем принято решение учитывать границы земельного участка по фактическому землепользованию (более 15 лет).
Согласно пояснениям кадастрового инженера Садикова А.М., полученным в ходе судебного разбирательства, при подготовке заключения на месторасположение земельного участка он не выезжал, участок не осматривал, документацию в отношении земельного участка в <адрес> не запрашивал.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства с позиций ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что отказ государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области является законным и обоснованным, поскольку приведённое в представленных административным истцом документах обоснование местоположения уточненных границ земельного участка не соответствует приведенным выше законоположениям, отсутствуют сведения о закреплении границ с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", исходя из того, что не установлена предусмотренная частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения государственного органа, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Кириллова С.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о признании незаконным решения №КУВД-001/2019-4496895/4 от 25.07.2019 г. об отказе государственного кадастрового учёт, возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учёт изменений о земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Кириллову С.В., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Стёпина