РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2019 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.,
при секретаре Голышевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-212/2019 по иску ООО «Дорплюс» к Дружинину Е.А. о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
ООО «ДОРПЛЮС», в лице директора Чабанюк А.В., обратилось в суд с иском к Дружинину Е.А. о взыскании денежных средств, указав в исковом заявлении, что Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Дорплюс» является уполномоченной организацией на территории г. Сызрани Самарской области, осуществляющей деятельность по перемещению транспортных средств, задержанных в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ на специализированную стоянку, их хранению и возврату. Так на основании протокола о задержании транспортного средства, составленного сотрудниками ОГИБДД г. Сызрани Самарской области, было задержано и помещено на специализированную стоянку транспортное средство автомобиль марки ВАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №. Автомобиль находится на стоянке с 18 часов 25 минут 13.04.2017 года по настоящее время, однако ответчиком не приняты меры по оплате перемещения и хранения транспортного средства на специализированной стоянке.
Ссылаясь на п. 3 ст. 2, Главу 47, п. 1 ст. 886, чч. 1, 4 ст. 896, ст. 906 Гражданского кодекса Российской Федерации, чч. 1, 11 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 5 Закона Самарской области от 09 июля 2012 года №74-ГД "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Самарской области" указал, что, исходя из положений приведенных правовых норм, следует, что при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса РФ, согласно которым по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
При этом поклажедателем в данном случае является не должностное лицо ОГИБДД, которое в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств устранило правонарушение, а лицо, вещь которого помещена на хранение в силу закона, а именно владелец транспортного средства, переданного на хранение.
Из материалов административного дела следует, что, транспортное средство - автомобиль марки ВАЗ <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, в 18 часов 25 минут помещено на специализированную стоянку по адресу: <адрес>, и передано на хранение ООО «Дорплюс». Данное обстоятельство подтверждается актом о помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Постановлением по делу об административном правонарушении ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения.
Учитывая факт совершения административного правонарушения, у сотрудников ОГИБДД имелись основания административного задержания данного автомобиля в связи с возбуждением в отношении ответчика производства по делу об административном правонарушении.
Согласно договору, заключенному между МУ МВД России Сызранское и ООО «Дорплюс», хранение задержанных транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке, расположенной по адресу: <адрес>.
Ответчик, являясь лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, в соответствии с положениями статьи 27.13 части 11 КоАП РФ, и в силу пункта 1 статьи 886 и части 1 статьи 896 Гражданского кодекса РФ должен выплатить ООО «Дорплюс» вознаграждение за хранение перемещение транспортного средства, в связи с чем, просил взыскать с Дружинина Е.А. в пользу ООО «Дорплюс» денежные средства, из которых: 1500 рублей - стоимость эвакуации транспортного средства; 375600 рублей - стоимость хранения транспортного средства на специализированной стоянке за период с 13.04.2017 года по 31.12.2018 года - исходя из 626 дней (хранение ТС на специализированной стоянке - X - 25 рублей (размер платы за час) - X - 24 (количество часов в сутках) = 375 600 рублей), а также возврат государственной пошлины в сумме 6 971 рубль, а всего взыскать - 384071 рубль.
В судебном заседании 30.04.2019 года представитель истца - директор ООО «Дорплюс» Чабанюк А.В. исковые требования в части взыскания денежных средств за хранение транспортного средства на специализированной стоянке уточнил и просил взыскать с Дружинина Е.А. в пользу ООО «Дорплюс» денежные средства за хранение транспортного средства на специализированной стоянке в сумме 311400 рублей за период с 15.05.2017 года по 31.12.2017 года и с 16.03.2018 года по 31.12.2018 года, сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Дружинин Е.А. в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял. Суд, в соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика Дружинина Е.А.
В судебном заседании 29.04.2019 года Дружинин Е.А. пояснил, что машину продал в 2015 году своему знакомому ФИО6, договора купли-продажи у него не имеется, регистрировал ли ФИО6 машину на себя не знает. ФИО6 умер, пользовался ли кто-то после его смерти машиной не знает.
Заслушав представителя истца - директора ООО «Дорплюс» Чабанюк А.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11,9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 3 – 4, 6 статьи 12.19, частями 1-3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.
Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).
Установление порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, отнесено данным Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации (ч.10 ст. 27.13).
При этом КоАП РФ предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13).
В случае же прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3,8, 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 12 статьи 27.13 КоАП Российской Федерации).
Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям в случаях, предусмотренных законодательством.
Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В соответствии со статьями 896 – 898 Гражданского кодекса Российской Федерации поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено базовое правило законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника о несении бремени содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Тем самым право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваемые в том числе во взаимосвязи с указанными статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с обстоятельством привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года N 984-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на их перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств в Санкт-Петербурге", оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение, при этом в силу указанных положений КоАП РФ не исключается возмещение такой оплаты лицу, не совершившему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства.
Порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку определен Законом Самарской области от 09.07.2012 года №74-ГД "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» (далее по тексту Закон Самарской области № 74-ГД).
В статье 2 Закона Самарской области № 74-ГД даны основные понятия используемые в данном законе, так под владельцем транспортного средства понимается - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное); под специализированной стоянкой понимается - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств с обеспечением круглосуточного приема (выдачи) транспортных средств; уполномоченным должностным лицом - должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; исполнителем - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории Самарской области перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на основании договора о взаимодействии с территориальным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации (в отношении наземных транспортных средств) или территориальным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в отношении маломерных судов).
В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области № 74-ГД лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, установленным Правительством Самарской области и (или) органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным Правительством Самарской области, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В п. 7 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 года №1145/16 установлено, что перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств оплачивается по тарифам, установленным в соответствии настоящими Методическими указаниями, лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства.
Постановлением Правительства Самарской области от 11.07.2012 года №334 «Об установлении размеров платы за перемещение задержанных транспортных средств и их хранение на специализированных стоянках и о признании утратившими силу отдельных Постановлений Правительства Самарской области) (действовавшего в период расчета платы за хранение по данному иску) установлены размеры платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках согласно приложению из которого следует, что размер платы за хранение задержанного наземного транспортного средства начиная с 6-го полного часа категории В массой до 3,5 тонн составляет 25 рублей за час.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что между МУ МВД России «Сызранское» и ООО «ДОРПЛЮС» 15.05.2017 года был заключен договор со сроком действия с 15.05.2017 года по 31.12.2017 года (п. 5.1 Договора), о взаимодействии должностных лиц МУ МВД России «Сызранское» с лицами, ответственными за перемещение, хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и их возврат, согласно пп. 1.1. - 1.2. которого ОВД в соотвествии с законом Самарской области №74-ГД от 09.07.2012 года «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств» передает задержанное транспортное средство, а исполнитель осуществляет их перемещение, хранение и возврат. Хранение задержанных транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 98-100). С 16.03.2018 года заключен новый Договор № между МУ МВД России «Сызранское» и ООО «ДОРПЛЮС» о взаимодействии должностных лиц МУ МВД России «Сызранское» с лицами, ответственными за перемещение, хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и их возврат от 16.03.2018 года со сроком действия с 16.03.2018 года по 31.12.2018 года (п. 5.1 Договора) (л.д. 14-16).
Согласно Протоколу № от 13.04.2017 года составленному ИДПС ОРДПС ГИБДД МУ МВД России ФИО8 на основании ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, автомобиль марки ВАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак № передавался для транспортировки и перемещения на специализированную автостоянку ООО «Строй Ка» в <адрес>, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.73).
В соответствии с Актом № на основании протокола ГИБДД № от 13.04.2017 года автомашина марки ВАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак № помещена на специализированную стоянку 13.04.2017 года в 18 час. 25 мин. (л.д.10).
По данным ГИБДД собственником указанного транспортного средства является Дружинин Е.А. с 10.12.2011 года (л.д. 47-48).
Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.07.2017 года, вынесенным заместителем начальника отдела ГИБДД МУ МВД России подполковником полиции ФИО7 производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 86).
Представителем ООО «Дорплюс» в адрес Дружинина Е.А. направлялась досудебная претензия о выплате за услуги хранения транспортного средства на специализированной стоянке: в размере 1500 рублей – стоимость эвакуации и 125000 рублей стоимость хранения транспортного средства за период с 13.04.2018 года (л.д. 17-20). Претензия Дружининым Е.А. с почтового отделения не получена и оплата до настоящего времени не произведена, что не отрицал в судебном заседании 29.04.2019 года Дружинин Е.А.
Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования ООО «ДОРПЛЮС» обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку автомобиль марки ВАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак № был задержан, транспортирован и помещен на специализированную стоянку ООО «ДОРПЛЮС» в результате властно-распорядительных действий сотрудника ИДПС ОРДПС ГИБДД МУ МВД России ФИО8 в связи с административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, сложившиеся между сторонами спорные правоотношения по хранению транспортного средства возникли в силу закона.
Расчет истцом произведен в соответствии с требованиями законодательства, суд соглашается с ним и считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 311400 рублей за период с 15.05.2017 года по 31.12.2017 года и с 16.03.2018 года по 31.12.2018 года. Расходы, связанные с хранением указанного транспортного средства хранителю не возмещены.
Доводы Дружинина Е.А. о том, что транспортное средство им продано, на момент его задержании находилось во владении другого лица, суд не принимает, поскольку указанный довод ничем объективно не подтвержден, суду не представлены доказательства, отвечающие требованиям ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и опровергаются сведениями из ГИБДД согласно которым собственником транспортного средства является Дружинин Е.А.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При таких обстоятельствах, суд считает, что с ответчика Дружинина Е.А. подлежит взысканию в пользу ООО «ДОРПЛЮС» сумма государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям истца в размере 6314 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования ООО «Дорплюс» удовлетворить.
Взыскать с Дружинина Е.А. в пользу ООО «ДОРПЛЮС» денежные средства за хранение транспортного средства марки ВАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак № за период с 15.05.2017 года по 31.12.2017 года и с 16.03.2018 года по 31.12.2018 года в размере 311400 рублей, оплату государственной пошлины в сумме 6314 рублей, а всего взыскать 317714 (триста семнадцать тысяч семьсот четырнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Сызранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 06.05.2019 года.
Судья-