АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Орел Дело №А48-1046/08-13
«08» апреля 2008г.
Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Т.И. Капишниковой при ведении протокола судебного заседания судьей Т.И. Капишниковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к Индивидуальному предпринимателю Трошкину Сергею Вячеславовичу
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя
-
специалист 1 разряда Фомичева И.С. (доверенность от 09.01.2008г. №1), государственный инспектор Ковалев А.Ф. (доверенность от 17.01.2008г. №3);
от ответчика
-
Трошкин С.В. (паспорт серии 54 01 №162668),
установил:
Дело слушалось 04.04.2008г., в порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 08.04.2008г. 14 час. 30 мин.
Управление государственного автодорожного надзора по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также – заявитель, УГАДН по Орловской области) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Трошкина Сергея Вячеславовича (далее также – ответчик, предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В качестве правового обоснования заявителем указано на осуществление предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подп.«б», «в», «е», «и» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637, что выразилось в несоблюдении ответчиком положений п.п.9.4, 9.5, 9.9, 9.11 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, являющегося приложением №5 к Приказу Минтранса РФ от 30.06.2000г. №68; п.3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27; п.2.3.2 Требований по обеспечениюбезопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15; подп.12.6 Приложения 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989г. №555; п.2.2.2, п.2.6 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984г.; п.2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2.
Ответчик отзыв на заявление не представил, требования заявителя признал частично, в обоснование свой позиции представил копии следующих документов: схемы опасных участков, графика проведения ТО-1 и ТО-2 на 12 месяцев 2008г., графика работы водителей на линии на март 2008г., медицинских справок на имя Найденкова А.А., договора от 26.07.2007г. №С-0146, заключенного с ОАО «ОГАТО», талонов технического обслуживания, акта выполненных работ от 17.08.2007г. №ЗН00005096 и кассового чека от 17.08.2007г.
Заслушав доводы сторон, рассмотрев представленные по делу доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Трошкин Сергей Вячеславович (21.02.1971г.р., уроженец п.Нарышкино Урицкого района Орловской области, проживающий по адресу: Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Немкова, д.132) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Межрайонной инспекцией МНС России №7 по Орловской области 23.01.2004г. за основным государственным регистрационным номером 304573702300010, что подтверждается копией Свидетельства серии 57 №000352671 (л.д.15).
Из материалов дела следует, что ответчику выдана лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, от 10.02.2004г., регистрационный номер АСС-57-001310, сроком действия по 09.02.2009г. (л.д.14).
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности он, в силу требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
19.03.2008г. в соответствии с приказом Управления государственного автодорожного надзора по Орловской области от 17.03.2008г. №191 (л.д.9) государственным инспектором УГАДН по Орловской области Ковалевым А.Ф. была проведена внеплановая проверка соблюдения ИП Трошкиным С.В. транспортного законодательства.
В ходе проверки установлено следующее:
- в нарушение п.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, предпринимателем не составлены графики работы водителей на линии;
- в нарушение п.п.9.4, 9.5, 9.9, 9.11 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, являющегося приложением №5 к Приказу Минтранса РФ от 30.06.2000г. №68, предпринимателем не соблюдается порядок ведения путевых листов;
- в нарушение подп.12.6 Приложения 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989г. №555 не соблюдена периодичность медицинского освидетельствования водителей;
- в нарушение п.3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27; п.2.3.2 Требований по обеспечениюбезопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, не проводится стажировка водителей;
- в нарушение п.2.2.2, п.2.6 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984г., отсутствуют документы, подтверждающие проведение технического обслуживания;
- в нарушение п.2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2, стаж работы допущенного к осуществлению перевозок пассажиров водителя составляет менее 3 лет.
По результатам проверки составлен акт от 19.03.2008г. №36 (л.д.8) и в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1, ч.6 ст.28.3 КоАП РФ - протокол от 19.03.2008г. №000940/115 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.7). Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии ИП Трошкина С.В., которому разъяснены права, предоставленные ст.25.1 КоАП РФ, что подтверждается подписями предпринимателя. В соответствии с объяснениями предпринимателя, изложенными в протоколе, ответчик с фактом правонарушения согласился, возражений, а также замечаний на протокол не представил.
Поскольку в соответствии с абз.3 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, УГАДН по Орловской области обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении ИП Трошкина С.В. к административной ответственности.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно подп.62 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относятся к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными условиями и требованиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637.
В п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, приведен перечень лицензионных требований и условий, в число которых входит:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подп.«б»);
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подп.«в»);
- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование (подп.«е»);
- наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (подп.«и»).
В соответствии с п.4Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено отсутствие графиков работы водителей на линии на январь, февраль и март 2008г. Представленная ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела копия графика работы водителей на линии на март 2008г. не может свидетельствовать о соблюдении им п.4Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, так как предпринимателем не доказан факт составления данных графиков на январь и февраль 2008г., а график на март 2008г. не соответствует законодательно установленным требованиям в связи с неуказанием в нем продолжительности ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания, времени ежедневного (междусменного) отдыха. ИП Трошкиным С.В. также не представлено доказательств ознакомления с графиком работы поименованных в нем водителей.
Согласно п.п.9.4, 9.5, 9.9, 9.11 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, являющегося приложением №5 к Приказу Минтранса РФ от 30.06.2000г. №68, в строках «Водитель» и «Номер водительского удостоверения» путевого листа записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством. В строке «Лицензионная карточка» указывается вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер. Встроках «Выезд» и «Возврат» путевых листов указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства. Раздел II путевого листа заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого листа. В путевых листах N ПГ-1, N ПА-1 и N ПЛ-1 в разделах «Результаты использования грузового автомобиля», «Результаты использования автобуса», «Результаты использования легкового автомобиля» проставляются: общий пробег автотранспортного средства, который определяется как разность между показаниями спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства; время в работе, которое определяется как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя; объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется каксуммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.
Имеющиеся в материалах дела копии путевых листов от 29.02.2008г. №177, №175 (л.д.16, 17) свидетельствуют о том, что при их заполнении не соблюдены вышеизложенные требования. В частности, не заполнены графы «Номер водительского удостоверения», «Тип, марка автобуса», «Показания спидометра» при возврате, а также графы «Общий пробег» и «Перевезено пассажиров» раздела 2 «Результаты использования автобуса».
В силу подп.12.6 Приложения 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989г. №555 периодичность медицинских осмотров водителей автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 мест, помимо сиденья водителя, категории «Д» составляет 1 раз в 3 года.
УГАДН по Орловской области в ходе проверки было установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы ИП Трошкиным С.В. к перевозке пассажиров был допущен водитель - Найденков А.А., проходивший последнее медицинское освидетельствование 23.09.2004г., то есть более трех лет назад, что подтверждается копией медицинской справки №197 (л.д.21). Представленная ответчиком в материалы дела копия медицинской справки №156, согласно которой Найденков А.А. прошел медицинское освидетельствование 19.03.2008г., не может свидетельствовать о выполнении требований подп.12.6 Приложения 2 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989г. №555, так как временной интервал между медицинскими осмотрами составляет более трех лет и, следовательно, периодичность прохождения медицинских осмотров не соблюдена. Кроме того, в ходе проверки данный документ ИП Трошкиным представлен не был.
Как следует из положений п.3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27; п.2.3.2 Требований по обеспечениюбезопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водителей, имевших перерыв в водительской деятельности более одного года, водителей, назначаемых для работы на горных маршрутах, а также водителей, переведенных на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров. Надежность водительского состава обеспечивается в том числе за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
В нарушение вышеизложенных норм ИП Трошкиным С.В. не обеспечено прохождение водителями стажировки, что подтверждается актом проверки от 19.03.2008г. №36 и протоколом об административном правонарушении от 19.03.2008г. №000940/115.
В соответствии с п.п.3.2.2 – 3.2.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки. Стажировка должна производиться под руководством водителя - наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей. После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя.
ИП Трошкиным С.В. не представлено соответствующих документов (договоров на проведение стажировки, приказов о назначении водителей-наставников, заключений о допуске водителей к самостоятельной работе), свидетельствующих о прохождении водителями стажировки. Учитывая изложенное, имеющаяся в материалах дела копия схемы опасных участков на маршруте г.Орел - п.Хотынец, не может быть признана надлежащим подтверждением прохождения водителями стажировки, тем более, что ответчиком не представлено доказательств ознакомления с данной схемой водителей.
В соответствии с п.2.2.2, п.2.6 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984г., техническим обслуживанием является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, защите окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей. Если при техническом обслуживании нельзя определить техническое состояние отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах или стендах. ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива и других эксплуатационных материалов, уменьшение отрицательного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Как следует из содержания акта проверки от 19.03.2008г. №36 и протокола об административном правонарушении от 19.03.2008г. №000940/115, в ходе проверки было установлено отсутствие у ИП Трошкина С.В. документов, подтверждающих проведение технического обслуживания автотранспортных средств. Представленные ответчиком копии графика проведения ТО-1 и ТО-2 на 12 месяцев 2008г., договора от 26.07.2007г. №С-0146, заключенного с ОАО «ОГАТО», талонов технического обслуживания, акта выполненных работ от 17.08.2007г. №ЗН00005096 и кассового чека от 17.08.2007г. не опровергают данный вывод проверяющего, так как не подтверждают осуществление необходимых, предусмотренных законодательством мероприятий в отношении всех автотранспортных средств, используемых ИП Трошкиным С.В. для перевозки пассажиров. Кроме того, указанные документы не представлялись предпринимателем в ходе проведения проверки.
Согласно п.2.3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2, к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанной нормы к перевозке пассажиров ИП Трошкиным С.В. был допущен водитель Стародубцев Д.Н. (28.03.1987г.р.), непрерывный стаж работы которого составляет менее 3 лет. Данное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 19.03.2008г. №36 и протоколе об административном правонарушении от 19.03.2008г. №000940/115.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении ответчиком лицензионных требований, установленных подп.«б», «в», «е», «и» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В силу ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Арбитражного суда орловской области от 23.07.2007г. по делу №А48-2501/07-13 ИП Трошкин С.В. был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление подлежащей лицензированию деятельности - перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с грубым нарушениями лицензионных требований и условий. Данный факт учитывается судом в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3, ст.4.6 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность.
Доказательств наличия смягчающих обстоятельств в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного арбитражный суд считает возможным привлечь индивидуального предпринимателя Гришину Н.В. к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 4 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Трошкина Сергея Вячеславовича (21.02.1971г.р., уроженца п.Нарышкино Урицкого района Орловской области, проживающего по адресу: Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Немкова, д.132, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 23.01.2004г., ОГРН 304573702300010) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
УФК по Орловской области (УГАДН по Орловской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
Статус 08
ИНН 5753007741
КПП 575301001
ГРКЦ ГУ Банка России по Орловской области, г.Орел
Расчетный счет: 40101810100000010001
БИК 045402001
КБК 10611690040040000140
ОКАТО 54401369000.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Воронеж) в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Т.И. Капишникова