АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51, http://omsk.arbitr.ru, e-mail: info@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск дело № А46-8989/2011
16 августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2011 года.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2011 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Глазкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шитовой А.М.,
рассмотрев 09.08.2011 в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области о привлечении индивидуального предпринимателя Соколова Сергея Сергеевича (ИНН 553000037330, ОГРН 304553015900012) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – Уткина В.Ю., представившего доверенность от 11.11.2010 № 3248, сроком действия до 31.12.2011, паспорт; Полозовой И.С., представившей доверенность от 25.02.2011 № 372, удостоверение;
от заинтересованного лица – Соколова С.С., представившего паспорт.
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее – заявитель, Управление Россельхознадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Соколова Сергея Сергеевича (далее – предприниматель, заинтересованное лицо, предприниматель, ИП Соколов С.С.) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Предприниматель факт совершения правонарушения по существу не оспорил.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что на основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Омской области от 30.05.2011 № 473 (в редакции приказа руководителя Управления Россельхознадзора по Омской области от 17.06.2011 № 593) с целью осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, в соответствии с Планом проверок Управления Россельхознадзора по Омской области на 2010 год № 297 от 07.12.2010, проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя Соколова Сергея Сергеевича, осуществляющего фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных на основании лицензии № 55-10-3-000051 от 27.02.2010, выданной Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области на срок до 19.05.2014, место осуществления лицензируемого вида деятельности: Омская область, Полтавский район, р.п. Полтавка, ул. Гуртьева, д. 32; Омская область, Щербакульский район, р.п. Щербакуль, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 6.
В ходе указанной проверки 12.07.2011 в 11 час. 00 мин. установлено, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем Соколовым Сергеем Сергеевичем деятельности в ветеринарной аптеке, расположенной по адресу: Омская область, Щербакульский район, р.п. Щербакуль, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 6, не заполняются температурные листы, не регистрируется температура на витринах и в холодильнике. Термометры не имеют технических паспортов, не сертифицированы, не калиброваны и не подвергались проверке в установленном порядке. Отсутствует прибор (психометр) для определения влажности воздуха.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки № 473 от 12.07.2011 и послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении № 476 от 12.07.2011.
На основании названного протокола Управление Россельхознадзора по Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Соколова С.С. к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено лицензирование фармацевтической деятельности.
С 1 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее по тексту – Федеральный закон № 61-ФЗ). Названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств.
Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 61-ФЗ законодательство об обращении лекарственных средств состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Под лекарственными средствами согласно статье 4 приведенного выше закона понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств определены в статье 5 Федерального закона № 61-ФЗ, к которым, в частности относятся: осуществление государственного контроля и надзора, лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 61-ФЗ установлено, что лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль в силу части 3 статьи 9 Федерального закона № 61-ФЗ при обращении лекарственных средств включает в себя контроль за доклиническими исследованиями лекарственных средств, клиническими исследованиями лекарственных препаратов, качеством, производством лекарственных средств, изготовлением лекарственных препаратов, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением лекарственных средств, применением лекарственных препаратов.
Как предусмотрено пунктом 1 части 4 статьи 9 Федерального закона № 61-ФЗ, государственный контроль при обращении лекарственных средств осуществляется, в том числе посредством: проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил оптовой торговли лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов, правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств, а также посредством лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Частью 4 статьи 55 указанного закона регламентировано, что лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности».
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подпункту «е» пункта 4 означенного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
Такие правила закреплены в отраслевом стандарте «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 (далее по тексту - ОСТ 91500.05.0007-2003), обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Главой III ОСТ 91500.05.0007-2003 установлены требования к помещениям и оборудованию аптечных организаций.
Согласно пункту 3.19. ОСТ 91500.05.0007-2003 аптечная организация должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями: все приборы, аппараты, используемые в аптечной организации, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить поверку приборов, аппаратов, используемых в аптечной организации, в соответствии с требованиями нормативных документов; помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещают на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
В нарушение указанных требований предпринимателем Соколовым С.С. при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных в ветеринарной аптеке, расположенной по адресу: Омская область, Щербакульский район, р.п. Щербакуль, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 6, не заполняются температурные листы, не регистрируется температура на витринах и в холодильнике. Применяемые предпринимателем в холодильнике и торговом зале термометры не имеют технических паспортов, не сертифицированы, не калиброваны и не подвергались поверке в установленном порядке. Прибор для определения влажности воздуха (психрометр) отсутствует.
Согласно части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Из материалов дела следует, что заинтересованное лицо факт правонарушения по существу не оспорен (объяснения, отраженные в протоколе об административном правонарушении от 12.07.2011 № 476, протоколе судебного заседания от 09.08.2011).
Таким образом, учитывая указанное обстоятельство и принимая во внимание, что все необходимые документальные доказательства изложенных обстоятельств представлены заявителем в материалы дела (протокол об административном правонарушении от 12.07.2011 № 476, акт проверки от 12.07.2011 № 473) и заинтересованным лицом не оспорены, суд находит квалификацию заявителем деяния предпринимателя по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ правильной, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено, в связи с чем считает необходимым привлечь заинтересованное к административной ответственности.
За совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, а также то обстоятельство, что предприниматель факт совершения правонарушения признал, суд считает необходимым назначить ИП Соколову С.С. наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. (четыре тысячи рублей), поскольку назначение данного вида наказания, по убеждению суда, обеспечивает цели наказания, определяемые статьей 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Соколова Сергея Сергеевича, 05.10.1960 года рождения, место рождения: Омская область, Полтавский район, с. Полтавка, проживающего по адресу: 646740, Омская область, Полтавский район, с. Полтавка, ул. 4-я Восточная, д. 13, зарегистрированное в качестве за основным государственным регистрационным номером 304553015900012, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. (четыре тысячи рублей).
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области г. Омск, ИНН 5504098820, р/с 40101810100000010000, КПП 550401001, КБК 08111690040040000140, БИК 045209001, ОКАТО 52401000000.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г.Омск, ул.10 лет Октября, д.42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Судья О.В.Глазков