Судья Коваленко И.А. №33-2114/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2010 года г. Петрозаводск
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
В составе председательствующего Рочевой Е.С.
судей Леоновой Л.П., Колбасовой Н.А.
при секретаре Лисовой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам истца и администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 июня 2010 года по иску Алейника В.А. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству финансов Республики Карелия о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Колбасовой Н.А., объяснения представителя истца Яковлевой О.Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы истца и возражавшей против доводов кассационной жалобы администрации Петрозаводского городского округа, представителя администрации Петрозаводского городского округа Карповой Ж.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы администрации и возражавшей против доводов кассационной жалобы истца, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Алейник В.А. обратился в суд к администрации Петрозаводского городского округа с иском о предоставлении жилого помещения по тем основаниям, что с 24 июля 1997 года он проходит службу в органах внутренних дел и с 01 декабря 2000 года занимает должность старшего участкового уполномоченного милиции. С 1998 года семья истца проживает в служебном общежитии, предоставленном по месту работы супруги, иного жилого помещения в пользовании и в собственности не имеет, состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Петрозаводского городского округа и УВД по г.Петрозаводску. В связи с изложенными обстоятельствами, просит обязать ответчика предоставить ему на семью из трех человек в г.Петрозаводске по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 45 кв.м.
Определениями суда к участию в данном деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РК, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ.
Представитель истца Яковлева О.Л., действующая на основании ордера, поддержав в судебном заседании исковые требования, считала, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Петрозаводского городского округа, на которую в силу закона возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В., действующая по доверенности, не признав в судебном заседании исковые требования, указала, что в распоряжении администрации городского округа отсутствуют денежные средства для реализации полномочий по предоставлению жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел.
Представитель Министерства финансов РК Юрков Е.О., действующий на основании доверенности, не признав исковые требования, считал, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Петрозаводского городского округа. Указал, что в силу разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ обеспечение финансирования льготы по предоставлению жилья участковым инспекторам милиции предусмотрено за счет средств бюджета РФ.
Представитель Министерства финансов РФ Шарапова Л.Н., действующая на основании доверенности, также считала, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Петрозаводского городского округа, финансирование предоставления жилья этой категории граждан осуществляется за счет средств бюджета РФ.
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен.
Решением Петрозаводского городского суда иск удовлетворен частично.
Суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа предоставить истцу на семью в составе 3-х человек жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 45 кв.м., взыскал с администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РК отказано.
С таким решением не согласен истец и администрация Петрозаводского городского округа.
Истец в кассационной жалобе просит отменить решение суда и вынести новое решение, обязав администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему в г.Петрозаводске на семью в составе 3-х человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры с учетом нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 45 кв.м.
Администрация Петрозаводского городского округа просит в кассационной жалобе решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что возложение на администрацию Петрозаводского городского округа обязанности по предоставлению жилого помещения не соответствует действующему законодательству.
В жалобе указывает, что в силу законодательства органы местного самоуправления должны обеспечивать жилыми помещениями только граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если право на получение жилого помещения возникает у граждан и предоставлено им в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ, таким категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются органами исполнительной власти РФ или органами исполнительной власти субъекта РФ из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. Социальные гарантии сотрудникам милиции предоставляются теми органами власти, которые создали подразделения милиции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит решение суда по существу правильным.
Согласно п.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст.ст.30, 35 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.50, 57 Жилищного кодекса РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Судом установлено, что Алейник В.А. проходит службу в органах внутренних дел и состоит в аттестованной должности с 24 июля 1997 года, с 01 декабря 2000 года истец занимает должность старшего участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции Центрального отдела УВД по г.Петрозаводску, финансирование указанной должности производится за счет средств бюджета Республики Карелия.
В состав семьи истца входят супруга Алейник Н.А. и сын Алейник Д.В., 24 марта 2001 года рождения. В настоящее время истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают в комнате площадью 12 кв.м. в общежитии ГОУ «Профессиональное училище №14» по адресу ....
Какое-либо иное жилое помещение в пользование по договору социального найма либо на праве собственности истец и члены его семьи не имеют, служебной жилой площадью по линии органов внутренних дел он не обеспечен.
На основании постановления главы администрации Петрозаводского городского округа №3526 от 17.12.2009г. супруга истца Алейник Н.А. поставлена в администрации Петрозаводского городского округа в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как семья малоимущего гражданина. Истец с 23.04.2003г. состоит в УВД по г.Петрозаводску в списках очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решением жилищной комиссии администрации Петрозаводского городского округа от 22.04.2010г. он включен в льготный список участковых инспекторов милиции, имеющих право на улучшение жилищных условий.
Согласно решению Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005г. норма предоставления жилой площади муниципального жилищного фонда по договору социального найма установлена из расчета 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека.
Исходя из установленных судом обстоятельств, нуждаемости истца в жилье при отсутствии у него и членов семьи по договору социального найма либо в собственности иного жилого помещения, во исполнение требований ст.30 Закона РФ «О милиции» суд правомерно возложил на надлежащего ответчика в лице администрации Петрозаводского городского округа обязательства предоставить истцу и его семье жилое помещение.
При этом судом правомерно учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 15.02.2005г. №58-О, в которой указано, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, судом первой инстанции дана оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы администрации Петрозаводского городского округа об отсутствии правовых оснований для предоставления Алейник В.А. жилого помещения, не могут служить основанием для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями норм материального права.
Доводы кассационной жалобы истца о предоставлении жилого помещения в виде 2-х комнатной благоустроенной квартиры были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда первой инстанции должно быть оставлено в силе.
Вместе с тем, в целях обеспечения правильного исполнения решения суда судебная коллегия считает необходимым внести уточнение в формулировку резолютивной части решения с указанием, что администрация Петрозаводского городского округа обязана предоставить Алейник В.А. на семью из трех человек по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в соответствии с социальными нормами площади жилья общей площадью не менее 45 квадратных метров.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 июня 2010 года по настоящему делу по существу оставить без изменения, кассационную жалобу истца удовлетворить, кассационную жалобу администрации Петрозаводского городского округа оставить без удовлетворения.
Внести уточнение в резолютивную часть решения суда, изложив второй абзац в следующей редакции:
«Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Алейник В.А. на семью из трех человек по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в соответствии с социальными нормами площади жилья общей площадью не менее 45 квадратных метров».
Председательствующий
Судьи