Решение по делу № 2-531/2019 ~ М-556/2019 от 29.11.2019

Дело № 2-531/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                       17 декабря 2019 года

    Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии прокурора Дульской И.Г., представителя Прибайкальской районной администрации Коновалова Н.Р., представителя МУП «Ярцы» Матайс В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной по адресу: <адрес>.

Исковые требования мотивированны следующим. В результате проверки соблюдения законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, проведенной прокуратурой, выявлены нарушения требований федерального законодательства об организации теплоснабжения, допущенные органами местного самоуправления и ресурсоснабжающей организацией на территории с. Ярцы. Согласно представленной информации на ДД.ММ.ГГГГ запас топлива (угля) на котельной МУП «Ярцы» составил <данные изъяты> тонн, что при ежедневном расходе топлива в размере <данные изъяты> тонны, составляет <данные изъяты> суток. Отсутствие нормативного запаса угля на котельных ставит под угрозу срыв отопительного сезона, что в свою очередь создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего а населенном пункте, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания, предусмотренные ст.ст. 7,40,42 Конституции РФ.

Просит обратить решения суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Дульская И.Г. исковые требования поддержала, согласно доводов, изложенных в иске.

Представитель Прибайкальской районной администрации Коновалов Н.Р., по доверенности, в судебном заседании возражал против исковых требований к администрации, полагая, что являются ненадлежащим ответчиком. Суду пояснил, что в настоящее время принимаются меры для решения сложившейся ситуации.

В судебном заседании представитель МУП «Ярцы» Матайс В.Н., исковые требования признал.

Представитель Комитета по управлению муниципальным хозяйством в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета БНИ просил рассмотреть дело в их отсутствие, полагал, что Комитет не является надлежащим ответчиком.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя КУМХ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.4, п.5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (ч.1).

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1).

В соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации теплоснабжения населения решаются органами местного самоуправления района.

Согласно ч.ч. 1,3,4 ст. 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на территории муниципального образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству субъектов РФ.

В силу ч.1, ч.5 ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.

Подпунктом «в» п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных ломах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, установлено, что предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.

Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (п.4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115).

Из пп. 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработке электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 следует, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ). ОНЗТ определяется не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

Согласно п. 19 указанного Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.

В соответствии с п.21 данного Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количества суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток.

Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Частью 1.1 ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что полномочия по организации надежного теплоснабжения потребителей на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

Пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, определено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

Установлено, что постановлением Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «Ярцы» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, в том числе котельная, расположенная по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Прибайкальского района и МУП «Ярцы» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Сторонами также подписан акт приема-передачи муниципального имущества, в том числе и в отношении вышеуказанной котельной.

Таким образом, в силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных ломах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , МУП «Ярцы» являются исполнителем коммунальных услуг, предоставляя населению и организациям услуги по теплоснабжению.

Постановлением Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение Комитета по управлению муниципальным хозяйством, согласно которому Комитет является самостоятельным структурным подразделением Прибайкальской районной администрации, юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.

Основными задачами Комитета являются: реализация полномочий органов местного самоуправления на территории Прибайкальского района в области жилищно-коммунального хозяйства, осуществление регулирования и координации деятельности всех заинтересованных субъектов по вопросам, связанным с развитием и устойчивым функционированием жилищно-коммунального комплекса, организация взаимодействия с предприятиями и организациями независимо от форм собственности по вопросам ЖКХ (п.п. 2 2.1, 2.2.2, 2.2.5).

В соответствии с п.п. 3.1.13, 3.1.22 Положения Комитет осуществляет контроль за состояние объектов ЖКХ, организует работу по содержанию, ремонту и строительству дорожного хозяйства, электросетевого хозяйства и других объектов инженерной инфраструктуры, находящейся на балансе МО «Прибайкальский район».

Согласно представленных сведений на ДД.ММ.ГГГГ запаса топлива (угля) на котельной МУП «Ярцы» хватит на 7 суток, что свидетельствует о неисполнении положений закона об обеспечении нормативного запаса топлива для котельной с. Ярцы.

Закрепленная в ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в качестве вопроса местного значения обязанность по организации теплоснабжения населения поселения, как публичной услуги, возлагается на органы местного самоуправления района, которые должны наладить устойчивое и скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего поселения в границах муниципального района, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года №22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления – решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В связи с изложенным доводы представителей Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством о том, что не являются надлежащими ответчиками подлежат отклонению.

Таким образом, задача органов местного самоуправления в данной области состоит не только в определении непосредственного исполнителя услуги и передачи ему муниципальных объектов теплоснабжения, но и в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых услуг для подачи населению тепловой энергии надлежащего качества.

Исходя из смысла приведенных выше норм закона, обязанности по организации обеспечения создания нормативного запаса топлива возложены на органы местного самоуправления – муниципальный район и его соответствующие структурные подразделения, в данном случае КУМХ.

При этом ссылка представителя районной администрации на соглашение о передачи части полномочий администрации сельского поселения необоснованна.

Согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Прибайкальской районной администрацией и администрацией муниципального образования «Гремячинское» сельское поселение, администрации поселения переданы полномочия в том числе организация в границах поселения теплоснабжения (п.2.1).

Согласно п. 3.1 указанного соглашения передача осуществления части полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, представляемых ежегодно из бюджета муниципального образования «Прибайкальский район» в бюджет муниципального образования сельского поселения.

Доказательств предоставления межбюджетных трансфертов сельскому поселению в целях исполнения переданных полномочий не представлено, более того в ходе судебного заседания не оспаривалось представителем районной администрации и были представлены доказательства, что именно районной администрацией и ее структурным подразделением КУМХ принимаются меры для обеспечения надлежащего теплоснабжения граждан с. Ярцы и решения задач по обеспечению необходимого запаса топлива.

При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие нормативного запаса угля на котельных ставит под угрозу срыв отопительного сезона, что в свою очередь создает угрозу безопасности жизни и здоровью населения, проживающего в с. Ярцы, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, нарушает права граждан на достойную жизнь, условия для осуществления права на жилище и здоровую среду обитания, предусмотренные ст.ст. 7,40,42 Конституции РФ, на получение коммунальных услуг в необходимом количестве и качестве, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание, что при наступлении отопительного сезона не принято необходимых мер к своевременному обеспечению нормативных запасов топлива, учитывая, что отопительный сезон на территории Прибайкальского района Республики Бурятия проходит при низких температурах воздуха в зимний период, что значительно увеличивает расход топлива, а также, что неисполнение решения суда может привести к значительному ущербу для граждан, проживающих в с. Ярцы, суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ярцы», Прибайкальской районной администрации, Комитету по управлению муниципальным хозяйством об обязании создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной удовлетворить.

Обязать МУП «Ярцы», Прибайкальскую районную администрацию, Комитет по управлению муниципальным хозяйством создать и поддерживать в течение отопительного сезона 2019-2020гг. 45-ти суточный запас топлива (угля) на котельной по адресу: <адрес>

Обратить решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                        Ю.Ю. Туравинина

Решение в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2019 года.

Судья                                     Ю.Ю. Туравинина

2-531/2019 ~ М-556/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие " Ярцы"
Комитет по управлению муниципальным хозяйством
Прибайкальская районная администрация
Суд
Прибайкальский районный суд
Судья
Туравинина Ю.Ю.
29.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2019[И] Передача материалов судье
02.12.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
11.12.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2019[И] Судебное заседание
17.12.2019[И] Судебное заседание
20.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее