Дело 2-97/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 04 июля 2011 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
прокурора Каневой Н.М.
при секретаре Артеевой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению:
Семёнова Валентина Леонидовича о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района от 29 марта 2011 года № 20/71 «Об отмене решения о признании кандидата избранным», суд
У С Т А Н О В И Л:
Семёнов В.Л. обратился в суд с заявлением утверждая, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района от 29.03.2011 г. № 20/71 «Об отмене решения о признании кандидата избранным» Территориальной избирательной комиссией было отменено решение о признании заявителя избранным в качестве депутата Совета МО МР «Усть-Цилемский» IV созыва и пунктом 2 указанного постановления внесено изменение в постановление № 16/65 от 14.03.2011 г. «Об определении результатов выборов депутатов Совета МО МР «Усть-Цилемский» IV созыва исключающее избрание заявителя избранным депутатом Совета МО МР «Усть-Цилемский» IV созыва по двухмандатному избирательному округу № 6. Считая принятое Территориальной избирательной комиссией Усть-Цилемского района постановление № 20/71 от 29.03.2011 г. незаконным, поскольку депутаты Совета МО МР «Усть-Цилемский» в которые был избран заявитель осуществляют свои полномочия только на непостоянной основе и тем самым ограничения предусмотренные Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.007.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на заявителя как на лицо находящееся на государственной гражданской службе распространяться не должны, так как Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. не запрещает депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе замещать должность государственной гражданской службы и после опубликования результатов выборов, опубликованных в газете «Красная Печора», лицо избранное депутатом может быть лишено депутатских полномочий только по основаниям указанным в пункте 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, заявитель просит суд признать постановление Территориальной избирательной комиссии № 20/71 от 29.03.2011 г. незаконным и принять решение о его отмене.
В судебном заседании заявитель Семёнов В.Л. доводы заявления поддержал, просит признать постановление Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района № 20/71 от 29 марта 2011 года незаконным и вынести решение о его отмене, пояснив, что был избран депутатом Совета МО МР «Усть-Цилемский», осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе и тем самым, какие либо ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. на него, как на лицо находящееся на государственной гражданской службе распространяться не должны.
Представители Территориальной избирательной комиссии «Усть-Цилемского района» Дуркина О.В., Совета МО МР «Усть-Цилемский» и администрации МО МР «Усть-Цилемский» Выучейская Е.Г. с заявлением не согласны, постановление Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района считают законным и обоснованным.
Суд заслушав заявителя Семёнова В.Л., представителя Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района Дуркину О.В., Совета МО МР «Усть-Цилемский» и администрации МО МР «Усть-Цилемский» Выучейскую Е.Г., прокурора Каневу Н.М., полагавшей в удовлетворении заявления отказать и исследовав материалы дела пришел к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу.
Вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы, регулируются Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Приказом № 222 л/с от 28 сентября 2007 года заявитель Семёнов В.Л. назначен на ведущую должность федеральной государственной гражданской службы категории «руководители» - администратором Усть-Цилемского районного суда Республики Коми с 01 октября 2007 года, которую замещает по настоящее время.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района № 16/65 от 14.03.2011 г. «Об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» IV созыва» заявитель Семёнов Валентин Леонидович признан избранным депутатом Совета МО МР «Усть-Цилемский» IV созыва по двухмандатному избирательному округу № 6 и в связи с избранием депутатом Совета в соответствии с частью 1 статьи 87 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми» извещением Территориальной избирательной комиссии (исх. 01-17/168 от 24.03.2011 г.) заявителю предложено в пятидневный срок со дня получения извещения представить в Территориальную избирательную комиссию копию приказа от освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Закрепленное в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие, при этом в том виде, как он закреплен в Конституции Российской Федерации, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещения депутатского мандата с занятием должности на государственной службе (Постановление Конституционного Суда РФ № 16-П от 29.05.98 г.).
В силу положений части 1 статьи 12 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. (в редакции от 09.02.2009 г. № 47-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.34 Закона).
Вмешательство в деятельность органов местного самоуправления со стороны государственных органов и их должностных лиц не допустимо, что обусловлено закрепленным в законе принципом самостоятельности местного самоуправления.
В соответствии со ст.4 Федерального Конституционного закона РФ «О судебной системе в Российской Федерации» в систему федеральных судов общей юрисдикции входят: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.
В силу положений ст.18, 19 Федерального закона № 7-ФЗ от 08.01.1998 г. (в редакции от 09.11.2009 г.) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда, выполняет его распоряжения и имеет следующие полномочия: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
Как видно из представленных суду материалов дела, заявитель Семенов В.Л. является администратором Усть-Цилемского районного суда Республики Коми, входящего в судебную систему Российской Федерации, подчиняется председателю соответствующего суда, замещает должность федеральной государственной гражданской службы и в круг его должностных обязанностей входит обеспечение деятельности Усть-Цилемского районного суда.
Таким образом, поскольку заявитель являясь администратором Усть-Цилемского районного суда Республики Коми, входящего в судебную систему Российской Федерации, подчиняется непосредственно председателю соответствующего суда и выполняет должностные обязанности связанные с обеспечением деятельности Усть-Цилемского районного суда как органа судебной власти, состоит на федеральной государственной гражданской службе, исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления и не вмешательство в его дела государственных органов и их должностных лиц, в том числе органов судебной власти, суд считает, что заявитель являясь администратором суда не вправе замещать данную должность, являясь одновременно депутатом представительного органа местного самоуправления, в связи с чем Территориальная избирательная комиссия Усть-Цилемского района обоснованно предложила заявителю представить копию приказа об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом депутата, а заявитель вправе был выбрать, продолжать ему работу в должности федерального государственного гражданского служащего или стать депутатом представительного органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.70 п.6 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо избранный выборным должностным лицом, не выполнит указанное требование, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным.
Извещение территориальной избирательной комиссии, с требованием в пятидневный срок со дня получения извещения представить в Территориальную избирательную комиссию копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата заявителем получено 24.03.2011 года и поскольку по истечении установленного срока, заявителем не был представлен приказ об увольнении с государственной службы, Территориальная избирательная комиссия, в пределах предоставленных ей полномочий в силу положений ст.70 п.6 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. законно и обоснованно приняла решение об отмене решения ТИК № 16/65 от 14.03.2011 г. о признании заявителя избранным в депутаты Совета МО МР «Усть-Цилемский».
Согласно ст.261 ч.2 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Учитывая изложенное, в связи с законностью и обоснованностью принятого Территориальной избирательной комиссией Усть-Цилемского района решения, суд каких либо оснований для удовлетворения заявления Семенова В.Л. о признании незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района от 29 марта 2011 года № 20/71 «Об отмене решения о признании кандидата избранным» не находит.
Доводы заявителя, что последний был избран депутатом на непостоянной основе, без выплаты ему материального стимулирования и федеральное и региональное законодательство по мнению заявителя не содержит прямых запретов, совмещать депутатскую деятельность в органе местного самоуправления с федеральной государственной службой лицам, осуществляющим свои депутатские полномочия на непостоянной основе, не могут быть признаны обоснованными, так как работа в качестве депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе не имеет какого-либо правового значения, поскольку всякое совмещение депутатского мандата с занятием должности государственной службы, на постоянной или непостоянной основе, исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления и запрета на вмешательство в его деятельность государственных органов и их должностных лиц, в том числе представителей органов судебной власти недопустимо.
Суд так же находит несостоятельной ссылку заявителя, что согласно части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающей, что полномочия депутата начинаются со дня его избрания и Территориальная избирательная комиссия после проведения выборов 14.03.2011 г. не могла лишить его депутатских полномочий, так как порядок их лишения указан в пункте 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ поскольку, решение Территориальной избирательной комиссии исходя из своих полномочий было принято в порядке ст.70 п.6 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. и на момент принятия оспариваемого решения, депутаты Совета МО МР «Усть-Цилемский» IV созыва еще не приступили к осуществлению своих полномочий.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Семёнова Валентина Леонидовича о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Усть-Цилемского района от 29 марта 2011 года № 20/71 «Об отмене решения о признании кандидата избранным» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2011 г.