Дело № 2а-973/2018
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.11.2018 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Ерохиной И.В.
при секретаре - Штокало Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации Межводненского сельского поселения <адрес> о признании незаконным и об отмене решения Межводненского сельского совета в части
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и об отмене решения Межводненского сельского совета в части установления срока действия решения, мотивируя свои требования тем, что решением Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано разрешение на составление проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес> площадью 0,1000 га для дальнейшей передачи в собственность. В пункте 4 указанного решения указано, что решение действительно в течение одного года. Административный истец полагает, что пункт 4 указанного решения является незаконным и подлежит отмене, поскольку Законом ФИО1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты ФИО1 по вопросам строительства» внесены изменения в ч. 11 ст. 151 ЗК ФИО1, которым было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по ее отводу составляет один год и может быть продлен одноразово на такой же срок. В случае, если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не подан на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и условия ее отвода считаются аннулированными. Законом ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ статья 151 ЗК ФИО1 была изложена в новой редакции, согласно которой, норма о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований ее отвода была исключена. Решение Межводненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № было принято после внесения изменений в ст. 151 ЗК ФИО1, в связи с чем, указание в решение срока действия решения является незаконным. Законом ФИО1 «О местном самоуправлении в ФИО1» не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать срок действия решения. Кроме того, администрация Межводненского сельского поселения не обладает полномочиями по продлению срока действия решений, принятыми сельскими совета до ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 4 решения № от ДД.ММ.ГГГГ препятствует административному истцу в реализации права на оформление земельного участка в аренду. Просит признать незаконным и отменить пункт 4 указанного решения.
Административный истец предоставил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в упрощенном (письменном) производстве.
Административный ответчик предоставил в суд письменные возражения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Статьей 60 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела, а согласно ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии с со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Суд не принимает во внимание доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, поскольку административным ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что о принятом решении административному истцу было известно сразу после его принятия.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих» при рассмотрении дела по заявлению, вытекающему из публичных правоотношений, суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно статьи 12 Земельного кодекса ФИО1 (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям советов в области земельных отношений на городов относится: распоряжение землями территориальных громад, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Ст. 24 Закона ФИО1 «О местном самоуправлении», действовавшего на момент принятия решения, также было установлено, что органы местного самоуправления и их должностные лица действуют лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами ФИО1, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами ФИО1, актами Президента ФИО1, ФИО1, а в Автономной <адрес> – также нормативно-правовыми актами Верховной Рады и Совета ФИО1 Автономной Республики Крым, принятыми в пределах их компетенции.
Согласно положениям статьи 116 Земельного кодекса ФИО1 (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ), граждане приобретают право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органом исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
В соответствии с частью 6 статьей 118 Земельного кодекса ФИО1 (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ) граждане, заинтересованные в получении земельного участка из земель коммунальной собственности, подают ходатайство в соответствующий поселковый совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
Частью 7 статьи 118 ЗК ФИО1 (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в пользование в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Материалами дела установлено, что решением Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было выдано разрешение на составление проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес> площадью 0,1000 га для дальнейшей передачи в собственность. В пункте 4 указанного решения указано, что решение действительно в течение одного года (л.д. 3).
Законом ФИО1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты ФИО1 по вопросам строительства» внесены изменения в ч. 11 ст. 151 ЗК ФИО1, которым было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по ее отводу составляет один год и может быть продлен одноразово на такой же срок. В случае, если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не подан на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и условия ее отвода считаются аннулированными.
Законом ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ статья 151 ЗК ФИО1 была изложена в новой редакции, согласно которой, норма о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований ее отвода была исключена.
Решение Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ было принято после внесения изменений в ст. 151 ЗК ФИО1, в связи с чем, указание в решении срока действия решения является незаконным.
Законом ФИО1 «О местном самоуправлении в ФИО1» не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать срок действия решения.
Кроме того, администрация Межводненского сельского поселения не обладает полномочиями по продлению срока действия решений, принятыми сельскими совета до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также не принимает доводы административного ответчика о том, что срок действия оспариваемого решения определен сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а по истечении указанного срока, данное решение, в случае его неисполнения, утрачивает силу.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон №-ФКЗ) установлено, что <адрес> принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
В соответствии со ст. 13 Закона №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ ( изменениями) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ; договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до ДД.ММ.ГГГГ с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.
Постановлением Совета ФИО1 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 5 Порядка №, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ было действующим.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Межводненским сельским советом было принято решение о его отмене, также отсутствуют доказательства того, что указанное решение было признано незаконным полностью либо в какой-либо части, что подтверждается информацией администрации Межводненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вопреки положениям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не доказаны обстоятельства, указанные в пунктах 3, 4 части 9 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, обжалуемое ФИО5 решение является незаконным в части и подлежит отмене в части.
Руководствуясь ст. ст. 175-186, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО2 к администрации Межводненского сельского поселения <адрес> о признании незаконным и об отмене решения Межводненского сельского совета в части – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункт 4 решения Межводненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ о даче разрешения ФИО2 на составление проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес> площадью 0,1000 га для дальнейшей передачи в собственность.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Черноморский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись И.В. Ерохина