Дело №2-1012/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Бологое 05 октября 2016 года
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Борисовой С.П.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,
представителя ответчика МУП «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» Аксеновой Л.Н.,
представителя третьего лица Администрации Куженкинского сельского поселения Логиновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности оборудовать опасный производственный объект резервным источником питания, составить с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, заключить договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием,
У С Т А Н О В И Л:
Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности оборудовать опасный производственный объект резервным источником питания, составить с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, заключить договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой по обращению руководителя Бологовского участка Вышневолоцкого отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» Свитенковой И.В. о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства Муниципальным унитарным предприятием «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «Куженкинское ЖКХ») проведена проверка законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности и законодательства о противодействии терроризму. Муниципальное унитарное предприятие «Куженкинское ЖКХ» расположенное по адресу: Тверская область, Бологовский район, ул. Полевая д. 8а, осуществляет согласно Уставу деятельность по эксплуатации котельной и иных систем коммунального назначения. Распоряжением главы администрации Куженкинского сельского поселения № 47 от 01.10.2013 Аксенова Л.Н. избрана директором Муниципального унитарного предприятия «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство». В соответствии с п.3.2.6. Устава МУП «Куженкинское ЖКХ» оказывает услуги по снабжению водой потребителей и населения. МУП «Куженкинское ЖКХ» эксплуатирует 1 газовую котельную, расположенную по адресу: с. Куженкино, ул. Мира. Указанная котельная работает только на природном газе, в связи с этим, резервное топливо для указанной котельной отсутствует. Согласно объяснений директора МУП «Куженкинское ЖКХ», резервные источники электроснабжения газовой котельной у МУП «Куженкинское ЖКХ»
отсутствуют. Согласно ч.7.1. ст.38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в том числе, выполнить мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии. В соответствии с п.1.3. Приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей. Согласно п.1.2.18 Приказа Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. №204 «Об утверждении Правил устройства электроустановок» в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий. Пунктом 1.2.19 Приказа №204 предусмотрено, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Согласно п.47 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя. Таким образом, ограничение энергоснабжения предусмотрено нормами действующего законодательства. В свою очередь, производство тепловой энергии на электрокотельных неразрывно связано с поставкой электроэнергии, ограничение которой, в отсутствие резервных источников питания, неизбежно приведет к приостановке теплоснабжения. Согласно п.17 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. Безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение указанного Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами. Согласно ст.ст.7,14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях. Соответственно, в целях предупреждения возможных последствий чрезвычайных ситуаций, электроприемники первой категории, к которым относятся котельные, подлежат оборудованию резервным источником питания, так как перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства. Неисполнение обязанности по обеспечению котельных резервными источниками электропитания может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, и как следствие к нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц - жителей с. Куженкино Бологовского района Тверской области на безопасные условия проживания. В соответствии с п.36 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя. Как было установлено проверкой, акт согласования технологической и (или) аварийной брони между МУП «Куженкинское ЖКХ» и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", не составлен. Отсутствие аварийной и (или) технологической брони может негативным образом отразиться на правоотношениях в сфере энергоснабжения между МУП «Куженкинское ЖКХ» и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон), в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона). В соответствии с разделом 11 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями), «Система теплоснабжения» является опасным производственным объектом для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно свидетельству о регистрации опасного производственного объекта №А05-11582, выданного 13.02.2014 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, МУП «Куженкинское ЖКХ» эксплуатируется опасный производственный объект – Система теплоснабжения с. Куженкино, регистрационный № А05-11582-0001. Указанному опасному объекту присвоен III класс опасности. Согласно абз.2 ч.1 ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. Установлено, что МУП «Куженкинское ЖКХ» не заключался договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание эксплуатируемого опасного производственного объекта. Собственная профессиональная аварийно-спасательные служба или профессиональное аварийно-спасательное формирование, либо нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников предприятия не создавались. В соответствии со ст.ст.20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности, является одной из важнейших функций государства. Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 года №390-ФЗ "О безопасности" определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. В силу ст.3 указанного Федерального закона от 28.12.2010 года №390-ФЗ деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления. В соответствии с ч.1 ст.1 Закона РФ от 05.03.1992 года №2446-1 "О безопасности", безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Статья 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-03 "О противодействии терроризму" закрепляет один из основных принципов борьбы с терроризмом – приоритет мер предупреждения терроризма. В силу ст.3 указанного закона, противодействие терроризму обусловлено деятельностью юридических лиц по предупреждению терроризма. В соответствии с п.37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года №537, основным источником угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является, в том числе, деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на уничтожение предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения химического оружия либо опасных химических веществ. Пунктом 40 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года определено, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности укрепляется режим безопасного функционирования организаций атомно-энергетического комплекса страны, а также объектов жизнеобеспечения населения. Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении режима безопасного функционирования объекта газоснабжения, что является недопустимым. Нарушение требований промышленной безопасности, антитеррористической безопасности может привести к чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество неопределенного круга лиц, их право на благоприятную окружающую среду, создает угрозу экологической безопасности. Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с 1 ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной I защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Неопределенный круг лиц, в интересах которых направлен иск, это граждане, права которых нарушены, этот круг не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть е определены. Кроме того, исковое заявление направлено не только на устранение допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно. На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит возложить на МУП «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» обязанность в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать газовую котельную, эксплуатируемую МУП «Куженкинское ЖКХ», расположенную по адресу: Тверская область, с. Куженкино, ул. Мира, резервными источниками питания, возложить на МУП «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу составить с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, возложить на МУП «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» обязанность в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу заключить договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание эксплуатируемого опасного производственного объекта «Системы теплоснабжения с. Куженкино».
Определением суда от 14 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация Куженкинского сельского поселения и АО «ТверьАтомЭнергоСбыт».
В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» Аксенова Л.Н. исковые требования полностью признала, просила увеличить срок для исполнения возлагаемых обязанностей до 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд принимает признание иска ответчиком.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Куженкинского сельского поселения Логинова О.Н. не возражала относительно заявленных требований.
В судебное заседание представитель третьего лица АО «ТверьАтомЭнергоСбыт», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, возражений по иску не направил.
Выслушав помощника Бологовского межрайонного прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст.20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья. Охрана жизни и здоровья граждан, их безопасности, является одной из важнейших функций государства.
Статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 года №390-ФЗ "О безопасности" определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В силу ст.3 указанного Федерального закона от 28.12.2010 года №390-ФЗ деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.
В соответствии с ч.7.1. ст.38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, в том числе, выполнить мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с п.1.3. Приказа Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Согласно п.1.2.18 Приказа Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. №204 «Об утверждении Правил устройства электроустановок» в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктом 1.2.19 Приказа №204 предусмотрено, что электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Согласно п.47 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Согласно п.17 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение указанного Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Согласно ст.ст.7,14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.36 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
В соответствии с разделом 11 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. №168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями), «Система теплоснабжения» является опасным производственным объектом для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно абз.2 ч.1 ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Как следует из материалов дела, муниципальное унитарное предприятие «Куженкинское ЖКХ» расположенное по адресу: Тверская область, Бологовский район, ул. Полевая д. 8а, осуществляет согласно Уставу деятельность по эксплуатации котельной и иных систем коммунального назначения.
Согласно распоряжения главы администрации Куженкинского сельского поселения №47 от 01.10.2013 Аксенова Л.Н. избрана директором Муниципального унитарного предприятия «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство».
В соответствии с п.3.2.6. Устава МУП «Куженкинское ЖКХ» оказывает услуги по снабжению водой потребителей и населения.
МУП «Куженкинское ЖКХ» эксплуатирует 1 газовую котельную, расположенную по адресу: с. Куженкино, ул. Мира. Указанная котельная работает только на природном газе, в связи с этим, резервное топливо для указанной котельной отсутствует.
Согласно объяснений директора МУП «Куженкинское ЖКХ», резервные источники электроснабжения газовой котельной у МУП «Куженкинское ЖКХ» отсутствуют.
Как было установлено проверкой, акт согласования технологической и (или) аварийной брони между МУП «Куженкинское ЖКХ» и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", не составлен.
Согласно свидетельству о регистрации опасного производственного объекта №А05-11582, выданного 13.02.2014 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, МУП «Куженкинское ЖКХ» эксплуатируется опасный производственный объект – Система теплоснабжения с. Куженкино, регистрационный № А05-11582-0001. Указанному опасному объекту присвоен III класс опасности.
Как следует из обращения АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» в адрес Бологовской межрайонной прокуратуры, с учетом положений ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22, ч.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре», АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» просит провести проверку в отношении Муниципального унитарного предприятия "Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство" на предмет соблюдения требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса; пресечь нарушение закона путем выдачи обязательных к исполнению представлений или предостережений, а также направления в суды исков к собственникам и эксплуатирующим организациям о возложении обязанности по обеспечению объектов коммунальной энергетики резервными источниками электроснабжения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ограничение энергоснабжения предусмотрено нормами действующего законодательства. Производство тепловой энергии на электрокотельных неразрывно связано с поставкой электроэнергии, ограничение которой, в отсутствие резервных источников питания, неизбежно приведет к приостановке теплоснабжения. В целях предупреждения возможных последствий чрезвычайных ситуаций, электроприемники первой категории, к которым относится котельная МУП «Куженкинское ЖКХ», подлежат оборудованию резервным источником питания, так как перерыв их электроснабжения может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, кроме того, неисполнение обязанности по обеспечению котельных резервными источниками электропитания может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, и как следствие к нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц – жителей с. Куженкино Бологовского района Тверской области на безопасные условия проживания, отсутствие аварийной и (или) технологической брони может негативным образом отразиться на правоотношениях в сфере энергоснабжения между МУП «Куженкинское ЖКХ» и сетевой организацией, к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.
Судом установлено, что МУП «Куженкинское ЖКХ» не заключался договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание эксплуатируемого опасного производственного объекта – газовой котельной, собственная профессиональная аварийно-спасательная служба или профессиональное аварийно-спасательное формирование, либо нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников предприятия не создавались, что свидетельствует о нарушении режима безопасного функционирования объекта газоснабжения и является недопустимым.
Принимая во внимание, что нарушение требований промышленной безопасности, антитеррористической безопасности может привести к чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущество неопределенного круга лиц, их право на благоприятную окружающую среду, создает угрозу экологической безопасности, суд удовлетворяет исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» и возлагает обязанность оборудовать опасный производственный объект резервным источником питания, составить с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, заключить договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием. Кроме того, суд находит целесообразным удовлетворить ходатайство ответчика и установить срок для исполнения им решения суда – 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку данный срок, по мнению суда, не повлечет нарушения прав истца, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100%.
Статьей 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года №4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов» Бологовский район наделён статусом муниципального района, в связи с чем, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности оборудовать опасный производственный объект резервным источником питания, составить с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, заключить договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием – удовлетворить.
Возложить на МУП «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу: оборудовать газовую котельную, эксплуатируемую МУП «Куженкинское ЖКХ», расположенную по адресу: Тверская область, с. Куженкино, ул. Мира, резервными источниками питания, составить с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, заключить договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием на обслуживание эксплуатируемого опасного производственного объекта «Системы теплоснабжения с. Куженкино».
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Куженкинское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий