Решение по делу № 2-1736/2016 от 27.07.2016

Дело № 2-1736/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ноября 2016 года                                   село Майма

    Майминский районный суд Республики Алтай в составе судьи               Ередеевой А.В., при секретаре Юлуковой А.А. рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Алтай, муниципального образования «<данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> УФСИН России <данные изъяты> о возложении обязанности произвести расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

         Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в Майминский районный суд Республики Алтай в интересах Российской Федерации, Республики Алтай, МО <данные изъяты>» к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> УФСИН России <данные изъяты> о возложении обязанности произвести расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, в обоснование иска ссылаясь на следующее. Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны природы и природопользования, установлено, что ответчиком ФКУ ИК-1 УФСИН России по РА осуществляется хозяйственная деятельность которая образует отходы производства и потребления, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, отходы производства и потребления размещаются на полигоне ТБО ОАО «РЖКХ». Согласно представленного Управлением Росприроднадзора <данные изъяты> и Республики Алтай расчету платы за оказанное негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком плата за 2015 год внесена не в полном объеме, по состоянию на <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> составила 381 191 рубль, то есть ответчиком нарушаются ст. ст. 16, 73 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с иском. В последствии прокурор иск уточнил, просил взыскать плату за негативное воздействие за 1,2,3,4 кварталы 2015 года с ответчиков в размере 454 088 рублей 31 копейку, по кодам бюджетной классификации.

              Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России <данные изъяты>

В судебном заседание помощник прокурора Малчинов А.С. на удовлетворении иска настаивал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Управления Росприроднадзора <данные изъяты>, будучи извещенными надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы исполнения наказаний России <данные изъяты>, Дементьева Н.Г. возражала относительно требований прокурора, представив письменные возражения, мотивированные отсутствием финансирования ответчиков.

Представители ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по РА, действующие на основании доверенности Беляков А.А., Чекуров М.А. возражали относительно заявленных прокурором исковых требований, но при этом обязанности ответчика произвести расчет и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также расчет платы представленный Управлением Росприроднадзора <данные изъяты> не оспаривали. Причину не внесения платы объяснил отсутствием финансирования.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 1 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в числе прочего, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Статьей 1 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за все виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов.

Вопрос о законности платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированными организациями, являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" указал следующее.

Применительно к такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, действующее нормативно-правовое регулирование не дает однозначного ответа на вопрос, что понимается под размещением отходов как объектом обложения платой за негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, кто является плательщиком данного публично-правового платежа - организация, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющая их размещение специализированная организация, действующая на основании соответствующей лицензии.

Конституционный Суд РФ, проанализировав положения ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришел к выводу о том, что круг плательщиков как один из элементов состава данного платежа определен только в общем виде, однако указал, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку (пункт 3.1 постановления).

В пункте 3.2 постановления указано, что несмотря на то что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений. При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что выбор лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при заключении договора о размещении отходов, осуществляется среди двух субъектов - организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо специализированной организации, непосредственно осуществляющей размещение отходов (которая располагает сооружением, предназначенным для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое)).

Возможность возложения указанной обязанности на какое-либо другое лицо (например, заключившее договор о размещении отходов) Конституционный Суд не допускает.

Более того, в пункте 3.3 названного постановления указано, что отсутствие единого подхода к решению вопроса, какая из сторон правоотношения по поводу размещения отходов производства и потребления осуществляет функцию плательщика публично-правового платежа за негативное воздействие на окружающую среду, породило достаточно противоречивую практику административного и судебного истолкования, в основном склонявшуюся к возложению соответствующей обязанности на тех индивидуальных предпринимателей и юридические лица, чья хозяйственная или иная деятельность и привела к образованию этих отходов.

Указанные выводы сделаны Конституционным Судом Российской Федерации исходя из общей предпосылки о том, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду (пункт 2 постановления).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 89-ФЗ (ред. от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>) "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Оно может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (статья 12 вышеуказанного Федерального закона).

Согласно письмам Ростехнадзора от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления", а также от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 04-09/1001 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и(или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

Из содержания вышеуказанных норм и разъяснений, с учетом их толкования Конституционным Судом Российской Федерации следует вывод о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на лицо, размещающее отходы (то есть совершающее действия, которые включены законом в понятие размещения отходов - их хранение и захоронение). Это может быть либо лицо, в результате хозяйственной или иной деятельности которого образовались отходы, либо специализированная организация, осуществляющая на основании лицензии деятельность по размещению отходов производства и потребления, принятых от других субъектов.

Заключение заказчиком соответствующих услуг договора со специализированной организацией о вывозе или утилизации отходов, которые образовались в результате деятельности другого лица, не является размещением отходов, поскольку не свидетельствует об их хранении или захоронении самим заказчиком.

Как следует из материалов дела, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> УФСИН России <данные изъяты>, расположена <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, Майминский взвоз.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, учреждение осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.

Согласно письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (росприроднадзора) <данные изъяты>, при проведении проверки ФКУ ИК-1 УФСИН России по РА, за учреждением выявлена задолженность по расчетом за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3, 4 квартал 2015 года, размер которой составляет 454 088 рублей 31 копейку, стороной ответчика расчет не оспорен.

Согласно государственных контрактов на оказание услуг для нужд ФКУ ИК <данные изъяты> УФСИН России по РА <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, в целях обеспечения нужд заказчика исполнитель ОАО «РЖКХ» обязуется по заданию заказчика осуществлять утилизацию (захоронение) ТБО, заказчика.

Установленные в судебном заседании обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

Следовательно, ФКУ ИК-<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> УФСИН России по РА может быть отнесено к числу субъектов, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы производства.

Отсутствие необходимого финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Требования прокурора направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности и соответствуют целям защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку направлены на охрану природы и природопользования, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Отсутствие необходимого финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194-199,233,234 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Горно – Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> УФСИН России <данные изъяты> удовлетворить.

           Взыскать с Федерального казенного учреждения Исправительная колония <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> УФСИН России по Республике плату за негативное воздействие на окружающую среду <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку по следующим кодам бюджетной классификации: 048 1 12 01010 01 6000 120-плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами в сумме 168 740 рублей 48 копеек; 048 1 123 01020 01 6000 120- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами в сумме 130 рублей 63 копейки; 048 1 12 01040 01 60000 120- плата за размещением отходов производства и потребления в сумме 285 217 рублей 20 копеек, перечислив получателю: Управление Федерального казначейства по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> (Управление Росприроднадзора по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>), ИНН 2225065191, КПП 222501001, в ГРКЦ НБ Республики Алтай, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, БИК 048405001 на расчётный счет <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, ОКАТО 84615000.

Решение суда может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай через Майминский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Федеральный судья                                                                 А.В. Ередеева

2-1736/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Горно - Алтайский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ФКУ "Исправительная колония № 1" УФСИН России по Республике Алтай
Другие
Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай
Суд
Майминский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
maiminsky.ralt.sudrf.ru
27.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.07.2016Передача материалов судье
27.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2016Судебное заседание
20.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Судебное заседание
13.10.2016Судебное заседание
02.11.2016Судебное заседание
02.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее