Дело № 12-62/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 16 марта 2016 года
Судья Рудничного районного суда г. Кемерово Иванова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Чекрыгиной Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» - Мясоедова П.В. обратилась в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Чекрыгиной Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, в соответствии с которым назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Жалоба мотивирована тем, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области вынесено постановление № о назначении административного наказания от 13.11.2015.
В соответствии с постановлением ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ. Заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Основанием привлечения Компании к административной ответственности послужило, по мнению административного органа, искажение экологической информации в Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, 1 квартал 2015года; годовом отчете федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год.
Правонарушитель считает, что указанное постановление является незаконным, вынесенным при отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением вменяется правонарушение, объективная сторона которого выражена в действиях, направленных на искажение экологической информации в Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду и годовом отчете по форме № 2-ТП (отходы) о количестве переданных на использование шин пневматических автомобильных отработанных.
В оспариваемом постановлении административный орган устанавливает факт искажения Компанией экологической информации отсутствием актов приема-передачи отходов.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсах, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем, искажение информации, содержащейся в Расчете, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Как указывает правонарушитель, в ходе производственной деятельности ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» образуются отходы - шины пневматические автомобильные отработанные, утилизация (переработка) которых осуществляется ООО «СибЭкоПром-Н» в рамках договора возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1.2.5 указанного договора фактический объем отходов, переданных на переработку, определяется путем фактического взвешивания на автомобильных весах, что является ничем иным как фактическим измерением количества отходов.
При этом, факт приема отходов ООО «СибЭкоПром-Н» подтверждается справкой о принятии отходов на утилизацию с указанием количества принятых отходов в тоннах, что предусмотрено п. 1.2.2 договора.
Оспариваемое постановление вынесено Управлением Росприроднадзора на основании документов, указанных на страницах 4-5 постановления, а именно Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв. 2014г., 1 кв. 2015г. (п. 12), справки о количестве переданных отходов (п. 13), Годовом отчете по форме № 2-ТП (отходы) за 2014г. (п. 14). Во всех перечисленных документах указана информация о передаче филиалом ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» ООО «СибЭкоПром-Н» отходов шины пневматические автомобильные отработанные в количестве 412,4 тонны.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательства по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами. В ходе вынесения протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. вопрос о наличие/отсутствии у Компании актов приема-передачи отходов административным органом не ставился.
В материалах административного дела отсутствуют какие-либо сведения, опровергающие факт передачи в 2014г. филиалом ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» отходов в количестве 412,4 тонны.
В связи с чем, заявителю непонятно каким образом Управлением Росприроднадзора был установлен факт предоставления недостоверной информации о количестве переданных на утилизацию отходов (шин пневматических автомобильных отработанных), несоответствия в документах, рассмотренных в ходе проведенной административной проверки. Управлением Росприроднадзора выявлено не было.
С учетом изложенного, заявитель считает, что обжалуемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
В судебном заседании представитель заявителя ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» - Мясоедовой П.В., действующая на основании доверенности, жалобу поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в ней.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Чекрыгина Л.А. в судебное заседание не явилась.
Суд, выслушав участников процесса, проверив материал об административном правонарушении, исследовав письменные материалы, установил следующее:
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с абз. 7 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из административного материала усматривается, что 26.10.2015 при проведении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области плановой выездной проверки в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» было установлено искажение Обществом экологической информации в Расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, 1 квартал 2015года; годовом отчете федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год о переданных на использование шин пневматических автомобильных отработанных.
Указанные обстоятельства изложены в акте проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (территориальным органом Росприроднадзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что согласно представленным Обществом форме учета в области обращения с отходами за 4 кв. 2014 года, Расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв. 2014 года, отчету по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год филиал ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Кедровский угольный разрез» осуществило передачу 412,4 тонны отходов шины пневматические автомобильные отработанные в ООО «СибЭкоПром-Н» по договору от ДД.ММ.ГГГГ рег.№.
Вместе с тем, в ходе проведения встречной внеплановой документарной проверки в отношении ООО «СибЭкоПром-Н» установлено, что в 2014 году Общество не осуществляло прием отходов шины автомобильные отработанные от ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». Таким образом, в нарушение п. 19 ст. 3, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» филиал ОАО «УК «Разрезуголь» «Кедровский угольный разрез» допустило искажение информации о количестве переданных на использование отходов шины пневматические автомобильные отработанные в представленных Расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв. 2014 года, отчете по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год.
В результате установления факта совершения указанного правонарушения государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Ивановой Е.В. был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждается справками о количестве переданных отходов, формой учета в области обращения с отходами (приказ Минприроды России от 01.09.2011 №721) за 4 квартал 2014; Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, 1, 2, 3 кварталы 2015 года; годовым отчетом федерального статистического наблюдения по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2014 год.
Как следует из постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного старшим государственным инспектором Российской Федерации по Кемеровской области в области охраны окружающей среды Чекрыгиной Л.А., ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Суд соглашается с указанным постановлением, в связи со следующим:
Согласно абз. 20 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Согласно абз. 7 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Согласно п. 4 Порядка, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.
Как следует из материалов дела между ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» и ООО «СибЭкоПром-Н» заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.2.1 договора ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» должно передать отходы шины пневматические автомобильные отработанные ООО «СибЭкоПром-Н» для их утилизации.
В соответствии с п. 1.2.5 договора установлено, что фактический объем отходов может быть определен либо путем фактического взвешивания на автомобильных весах при вывозе с территории филиала, либо расчетным путем, исходя из данных о весе новой автошины с применением коэффициента износа.
Также договором установлено, что при передаче шин на переработку составляется акт о передаче утильных шин с указанием типоразмера шин, серийного номера, количества.
Как следует из обжалуемого постановления о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ в представленных расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв. 2014 года, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал ОАО «Кедровский угольный разрез» указана передача отходов шины пневматические автомобильные отработанные в количестве 412,4 тонн. В годовом отчете федерального статистического наблюдения «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (Форма № 2-ТП (отходы)) за 2014 год ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал ОАО «Кедровский угольный разрез» показана передача отходов (шины пневматические автомобильные отработанные) для использования в количестве 412,4 тонн. Из представленной ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» справки о количестве переданных отходов следует, что отходы шины пневматические автомобильные отработанные переданы ООО «СибЭкоПром-Н» в 4 кв. 2014 года в количестве 412,4 тонн, однако отсутствуют акты приема-передачи. В связи с чем невозможно установить передачу данного отхода указанного и в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 кв. 2014 г. ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал ОАО «Кедровский угольный разрез» и в годовом отчете федерального статистического наблюдения «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (Форма № 2-ТП (отходы)) за 2014 год. Указанная справка не содержит сведений о типоразмере шин, серийного номера.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Никаких нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении суд также не усматривает.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений в ходе производства по делу в административном органе не установлено.
В связи с изложенным судья считает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Чекрыгиной Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, должно быть оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.5-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области Чекрыгиной Л.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ оставить без изменения.
Жалобу представителя открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» - Мясоедовой П.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Кемеровский областной суд.
Судья: