Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2018 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебных заседаний Якушкиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой А. Н. к администрации Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл о признании права собственности на самовольную постройку,
Установил:
Степанова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл о признании права собственности на самовольную постройку – жилой дом по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указала, что в 1988 году умер прежний владелец дома и надворных построек по адресу: <адрес> Ф.И.О. Матерью умершего - Ф.И.О. дом и надворные постройки по указанному адресу за 500 рублей в августа 1988 года проданы истице. В связи с чем, сельсоветом в похозяйственной книге прежний собственник хозяйства Ф.И.О. был вычеркнут, новым собственником указана Степанова А.Н. Приобретенные жилой дом, надворные постройки в виду ветхости истицей снесены и построен новый жилой дом, который введен в эксплуатацию в 1997 году.
В судебном заседании истец Степанова А.Н., ее представитель Николаев В.Н., участвующий на основании ордера требования поддержали, пояснили аналогичное изложенному в иске. Дополнили, что у Ф.И.О. иных наследников, кроме матери, не было. Договор купли-продажи между истицей и матерью Ф.И.О. не заключались. Указанные в похозяйственной книге: Ф.И.О. - муж истицы, Ф.И.О., Ф.И.О. – дети. Заявить ходатайства о назначении экспертизы, представить доказательства того, что жилой дом соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, не создает препятствий для владельцев соседних строений, не мешает им в проведении ремонта или иного обслуживания строений, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан отказались.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл не явился, извещены надлежащим образом.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 239 ГК РСФСР (в редакции от 05 января 1988 года) договор купли - продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Правила настоящей статьи применяются также к договорам купли - продажи дач. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
Из представленных администрацией Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл копий листов похозяйственной книги № за 1986-1990 годы, выписки из указанной книги от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что глава хозяйства по адресу: <адрес> Ф.И.О., умер ДД.ММ.ГГГГ. Иные лица в хозяйстве не зарегистрированы. Глава хозяйства Ф.И.О. зачеркнут, записана Степанова А.Н. (л.д.38, 64-65).
Наследственное дело к имуществу умершего Ф.И.О. не заводилось, что следует из письма нотариуса Халиковой Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.67).
Как следует из справки администрации Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ, Степанова А.Н. в августе 1988 года приобрела жилой дом с надворными постройками, расположенные на земельном участке площадью 0,26га по адресу: <адрес>, у Ф.И.О. – матери владельца участка Ф.И.О., умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63). Указанные обстоятельства, а также то, что договор купли-продажи не заключался, истица пояснила в суде.
При таких, обстоятельствах оснований к выводу о том, что право собственности истцы на домовладение на земельном участке площадью 0,26га по адресу: <адрес> возникло на основании договора купли-продажи не имеется.
Согласно пункту 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19 июля 1968 года «О поселковом, сельском Совете народных депутатов» обязанность по ведению похозяйственных книг была возложена на поселковые и сельские Советы народных депутатов. Из Приказа ЦСУ СССР от 07 апреля 1972 года N 241 «Об утверждении формы N 1 сельсоветского учета "Похозяйственная книга", Приказа ЦСУ СССР от 05 января 1979 года N 10 "О формах первичного учета для сельских Советов народных депутатов", Постановления Госкомстата СССР от 05 декабря 1989 года N 219 "Об утверждении форм похозяйственного учета для сельских Советов народных депутатов", Постановления Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года N 69 "Об утверждении Указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов" следует, что похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств и содержали информацию о жилом доме, являющемся личной собственностью хозяйства, предоставленных хозяйству для ведения личного подсобного хозяйства, землях.
В силу положений пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» записи в похозяйственных книгах, форма и порядок ведения которых регламентировались ранее действовавшими нормативными правовыми актами, должны признаваться действительными.
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей (часть 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как указано в выписках из похозяйственных книг за период 1988-2018 года, по адресу: <адрес>, предоставленных администрацией Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл по запросу суда, в период с 1991 по 1997 годы главы хозяйства лиц, зарегистрированных в хозяйстве, не имелось. В период с 1997 по 2001 года главой хозяйства указан Ф.И.О., в доме зарегистрированы Ф.И.О., Ф.И.О., Ф.И.О. В период с 2002 по 2006 года главой хозяйства указан Ф.И.О., в доме зарегистрированы Ф.И.О., Ф.И.О., Ф.И.О., Степанова А.Н. В период с 2010 по 2014 года главой хозяйства указан Ф.И.О., в доме зарегистрированы Ф.И.О. (умер ДД.ММ.ГГГГ), Ф.И.О. (умер ДД.ММ.ГГГГ), Ф.И.О., Степанова А.Н. В период с 2015 по 2019 года в доме зарегистрированы Ф.И.О., Степанова А.Н. (л.д.33-38).
В суде истица пояснила, что указанные в похозяйственной книге: Ф.И.О. ее муж, Ф.И.О., Ф.И.О. – дети.
Решением Помарского сельского совета народных депутатов Волжского района Марийской ССР от ДД.ММ.ГГГГ закреплена земля, занятая под приусадебными участками и огородами, в том числе по <адрес>, за Ф.И.О. 0,27га (л.д.40-43).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок по адресу: <адрес>, имеет площадь 2600 кв.м., кадастровый №, имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости. Сведения о владельце не указаны (л.д.31).
В письме Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером 12:15:6701001:579, а также документ, являющийся основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений (инвентаризационная опись) о данном земельном участке, в архиве Филиала отсутствует (л.д.58).
Учитывая приведенное правовое регулирование, оценивая в совокупности указанные доказательства, суд не находит оснований для вывода о том, что у истицы возникло право на земельный участок по адресу: <адрес> как ранее возникшее право.
Из выписок из похозяйтсвенных книг за период 1986-1997 года, по адресу: <адрес>, предоставленных администрацией Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл следует, что хозяйство состоит из жилого дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки и хозяйственных построек: сени, хлев, ворота, баня(л.д.37-38).
Из выписок из похозяйственных книг за период 1997-2018 года, по адресу: <адрес>, предоставленных администрацией Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл следует, что хозяйство состоит из жилого дома ДД.ММ.ГГГГ постройки и хозяйственных построек: сени, хлев, ворота, сарай (л.д.33-36).
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (часть 2 указанной статьи).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом. Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору (часть 3.2 указанной статьи).
Таким образом, самовольная постройка может быть сохранена, при этом закон связывает возможность признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами, как принадлежность земельного участка, на котором строение возведено, наличие или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 ггода "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Из положений приведенных выше правовых норм и разъяснений в их взаимосвязи следует, что сохранение самовольно возведенного объекта недвижимости и признание на него права собственности возможно в случае, если единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство, при этом сохранение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, законом возможность сноса самовольной постройки связывается не только с соблюдением требований о получении разрешения ее строительства, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц.
При этом обстоятельства того, допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, предпринимало ли лицо меры к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, является ли отказ уполномоченного органа в выдаче соответствующих документов правомерным, нарушает ли сохранение объекта права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли этот объект угрозу жизни и здоровью граждан, являются юридически значимыми по делам о сохранении возведенного объекта недвижимости и признании на него права собственности, подлежащими установлению и определению в качестве таковых судом в силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из технического паспорта, составленного МУП БТИ Волжского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> расположены дом жилой 1997 год ввода в эксплуатацию, пристройка, сени, крыльцо (л.д.5-122).
Согласно Правил землепользования и застройки, жилой дом по указанному адресу, находится в зоне Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), что следует из письма администрации Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62).
Из письма администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрешение на объект капитального строительства – жилого дома по адресу: <адрес> Степановой А.Н. не выдавалось, с заявлением о выдаче разрешения на строительство не обращались. По вопросу допущения нарушения градостроительных и строительных норм и правил, пояснить не могут в связи с тем, что на вышеуказанный объект с осмотром не выезжали, так как техническая документация в администрацию Волжского муниципального района не направлялась (л.д.61).
Сторона истца заявить ходатайства о назначении экспертизы, представить доказательства того, что жилой дом соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам, не создает препятствий для владельцев соседних строений, не мешает им в проведении ремонта или иного обслуживания строений, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан отказалась.
Разрешая требования, заявленные в рамках настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт приобретения ею права владения и пользования земельным участком на момент возведения спорного жилого дома, а также то, что при возведении самовольной постройки не допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, истица принимала меры к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении требований Степановой А. Н. к администрации Помарского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл о признании права собственности на самовольную постройку отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Р.Глухова
В окончательной форме решение принято 12 октября 2018 года