Дело № 2-4267/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2014 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Куликовой А.Е. с участием прокурора Тимошенко М.В., представителя ответчика Поройковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вохомского района Костромской области в интересах Кузнецова ФИО17 к Администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вохомского района Костромской области обратился в суд в интересах Кузнецова А.А. к Администрации Костромской области о предоставлении из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированного жилого помещения, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Вохомского района. Требования мотивированы тем, что Кузнецов А.А., <дата> г.р., является лицом из числа детей-сирот. Его мать ФИО2, <дата>р., умерла <дата>, а отец – ФИО1, <дата> г.р., умер <дата>. В соответствии с постановлением главы местного самоуправления Вохомского района от 29.10.1999 № Кузнецов А.А. передан на воспитание в приемную семью. В настоящее время Кузнецов А.А. проходит военную службу в рядах Российской Армии. Согласно приказу начальника МТОСЗН, ОиП № 2 от 18.04.2014 № №, Кузнецов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из жилищного фонда Костромской области. Объектов недвижимого имущества за Кузнецовым А.А., его родителями не зарегистрировано. Согласно заключению МТОСЗН, ОиП № 2 от 11.04.2014, жилое помещение по адресу регистрации Кузнецова А.А. по месту жительства: <адрес> признано непригодным для проживания. Исковые требования обоснованы нормами п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которым решение вопросов социальной поддержки детей-сирот отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), нормами ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области».
В судебном заседании прокурор Тимошенко М.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Кузнецов А.А., в судебное заседание не явился. Направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие по причине прохождения военной службы по призыву с приложением подтверждающей справки. Исковые требования прокурора, заявленные в его интересах, поддержал в полном объёме. Указал в заявлении, что проживает по адресу: <адрес>; жилого помещения по адресу: <адрес> - не имеет.
Представитель ответчика Администрации Костромской области Поройкова С.В. исковые требования не признала. Полагала, что Администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями по учету нуждающихся, приобретению и предоставлению жилых помещений рассматриваемой категории лиц, заключению договоров найма. Не доказана нуждаемость истца в жилом помещении, поскольку он является членом семьи нанимателя жилого помещения, количество фактически проживающих лиц в жилом помещении не доказано. Также не доказано, что место жительства истца – в Вохме.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне ответчика – Департамент финансов Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
В письменных отзывах третьих лиц указано, что исковые требования обязать Администрацию обеспечить Кузнецова А.А. жильем вне зависимости от очередности ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот, включенных в список ранее него.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Данное право прокурора предусмотрено и ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Судом установлено, что Кузнецов А.А., <дата> обратился в прокуратуру Вохомского района Костромской области за защитой своих жилищных прав, указав, что является лицом из числа детей-сирот.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно пп. «ж» и «к» Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2). Согласно ст. ст. 4, 5 данного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством. Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До 01.01.2013 действовали нормативные правовые акты, согласно которым предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст. 49, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Закон КО от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», Закон КО № 98-4-ЗКО от 25.12.2006 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», постановление администрации Костромской области от 01.09.2008 № 290-а «О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области»).
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детям-сиротам), который введен в действие с 01.01.2013.
В соответствии с данным Федеральным законом изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Введенной статьей 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнен подпунктом 14.2, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, на органы государственной власти субъектов РФ, в том числе и Костромскую область, возложена основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот, в том числе детей-сирот, право которых на обеспечение жилым помещением возникло до введения нового правового регулирования.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» с 01.01.2013 предусмотрено, что детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений. Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.
В соответствии со ст. 10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» определено, что однократное предоставление детям-сиротам благоустроенных специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц в порядке, установленном законодательством. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что родителями Кузнецова ФИО18, <дата> года рождения, являются ФИО1, <дата> г.р., и ФИО2, <дата> г.р. (запись акта о рождении № от <дата>).
Мать истца ФИО2 умерла <дата> (запись акта о смерти № от <дата>), отец - ФИО1 умер <дата> (запись акта о смерти № от <дата>).
Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кузнецов А.А. относится к категории детей-сирот.
Как следует из справок Администрации Бельковского сельского поселения Вохомского района Костромской области от 14.10.2014, информации ТП УФМС России по Костромской области в п. Вохма от 28.07.2014, Кузнецов А.А., был зарегистрирован и проживал с родителями, а после смерти отца, с матерью по адресу: <адрес> <дата> по <дата>. Администрация сельского поселения не заключала с родителями истца ФИО2, ФИО1 и малолетним Кузнецовым А.А. договор социального найма указанного помещения. Жилье по указанному адресу принадлежит СПК «Правда».
Как следует из паспорта Кузнецова А.А., по адресу: <адрес> он зарегистрирован с <дата> до настоящего времени.
Постановлением главы самоуправления Вохомского района от 29.10.1999 № несовершеннолетнему Кузнецову А.А. назначены опекуны ФИО9 и ФИО10 За Кузнецовым А.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Жилое помещение, находящее в муниципальной собственности п. Вохма, по адресу: <адрес> предоставлено по ордеру ФИО11 на основании постановления Администрации Вохомского района от 13.01.1994 № и протокола заседания жилищно – бытовой комиссии при Главе администрации района от 12.01.1994. 01.04.2008 между ФИО11 и Администрацией Вохомского сельского поселения заключен договор социального найма жилого помещения по указанному адресу. Согласно поквартирной карточке, ФИО11 зарегистрирован в квартире по данному адресу в качестве нанимателя с <дата>
Мать истца ФИО2 была зарегистрирована в квартире ФИО11 в качестве сожительницы с <дата> года, а её дети, в том числе Кузнецов А.А. – в качестве членов семьи нанимателя.
На основании указанных обстоятельств и поквартирной карточки, Кузнецов А.А. включен в договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи ФИО19ФИО20., что подтверждается информацией главы Вохомского сельского поселения от 15.10.2014.
Вместе с тем, согласно отобранному прокурором объяснению опекуна Кузнецова А.А. – ФИО9 от 14.10.2014, её племянник Кузнецов А.А., был передан ей под опеку на основании постановления главы самоуправления Вохомского района от 29.10.1999. С момента смерти матери (<дата>) и до ухода в армию Кузнецов А.А. проживал в доме опекунов по адресу: <адрес>. Её сестра ФИО2 была сожительницей ФИО11, в официальном браке они не состояли. После смерти ФИО2 Кузнецов А.А. каких-либо отношений с ФИО11 не поддерживал.
Изучив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь нормами ЖК и ГК РФ о статусе члена семьи нанимателя, суд приходит к выводу, что ФИО4 не является родственником или членом семьи ФИО11, самостоятельного права пользования жилым помещением по адресу регистрации: <адрес>, Кузнецов А.А. не приобрел.
Кроме того, согласно заключению МТОСЗН, ОиП № 2 проживание Кузнецова А.А. в жилом помещении по адресу: <адрес> признано невозможным в связи с несоответствием общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, в случае вселения в него Кузнецова А.А., учетной норме, утвержденной в Вохомском сельском поселении.
Как следует из выписки из поквартирной карточки от 30.07.2014, в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрировано 9 человек: наниматель ФИО11 (с <дата>), жена ФИО12 (с <дата>), дочь ФИО13 (с <дата>), дочь ФИО13 (с <дата>), дочь ФИО14 (с <дата>), члены семьи - Кузнецов А.А., ФИО15, ФИО16 (с <дата>).
Постановлением главы Вохомского сельского поселения Костромской области от 11.02.2008 № установлена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельно жилом помещении в размере 12 кв.м. на одного человека.
Общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес> – 45, 6 кв.м. С учетом приведенных данных о площади квартиры и количестве зарегистрированных в ней лиц по месту жительства на одного человека в квартире приходится 5 кв.м., что ниже установленного норматива на территории п. Вохма.
Поскольку лица, зарегистрированные в данном жилом помещении, включены в договор социального найма и могут претендовать на вселение и проживание в жилом помещении - по месту регистрации Кузнецова А.А. не могут быть обеспечены установленные законом условия для его проживания.
Жилой дом по адресу фактического проживания Кузнецова А.А.: <адрес>, согласно выписке из ЕГРП от 08.10.2014, принадлежит на праве собственности ФИО9, являвшейся опекуном Кузнецова А.А. Самостоятельного права пользования данным жилым помещением по основаниям, предусмотренным нормами ГК РФ и ЖК РФ, Кузнецов А.А. не приобрел.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Костромской области, ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация», Администрации п. Вохма, Кузнецов А.А. и его родители жилых помещений в собственности либо по договору социального найма не имеют.
Представленная Управлением Росреестра по Костромской области выписка из ЕГРП о наличии у Кузнецова А.А., <дата> г.р., права долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> не относится к истцу, а относится к другому Кузнецову А.А., что подтверждается копией паспорта истца Кузнецова А.А., информацией ТП УФМС России в п. Вохма и представленной Управлением Росреестра по Кемеровской области копии договора приватизации квартиры.
Согласно данным о личности, указанным в документах о приватизации квартиры от <дата> по адресу: <адрес>, квартира передана в собственность граждан, в том числе Кузнецову ФИО21, <дата>, паспорт серия №, действующему с согласия матери ФИО3.
Паспорт истца по настоящему делу - Кузнецова А.А. имеет серию № № № выдан ТП УФМС России по Костромской области в <адрес> <дата>. Сведения о замене паспорта в связи достижением установленного возраста отсутствуют.
Местонахождение истца в <адрес> в период заключения указанного договора приватизации и даты регистрации права собственности <дата>, а также фамилия матери ФИО3 и данные документа, удостоверяющего личность истца, сторонами не оспариваются.
Таким образом, в представленной Управлением Росреестра по Костромской области выписке из ЕГРП о праве долевой собственности Кузнецова А.А. на квартиру по адресу: <адрес> указано иное лицо, а не истец по настоящему делу.
Согласно информации нотариуса Вохомского нотариального округа, наследство к имуществу умершего отца истца - ФИО1 в виде автомобиля Москвич, <дата> г.в. было принято ФИО2, о чем выдано свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>. Наследство к имуществу позднее умершей ФИО2 состояло из недополученной пенсии, денежных вкладов на счете в банке, автомобиля Москвич, <дата> г.в. Свидетельство о праве на наследство выдано сестре ФИО2 -ФИО9 Сведений о наследстве в виде жилых помещений не представлено.
Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, ведется Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области через территориальные отделы социальной защиты населения, опеки и попечительства.
Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 18.04.2014 № Кузнецов А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Таким образом, уполномоченным органом признан факт наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации Кузнецовым А.А. права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Кузнецов А.А., достигший совершеннолетия <дата>, ни к моменту достижения совершеннолетия, ни к моменту рассмотрения дела судом жилым помещением в установленном порядке не обеспечен.
Поскольку у Кузнецова А.А. отсутствует на праве социального найма, в собственности жилое помещение, пригодное для постоянного проживания - он имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма из специализированного фонда Костромской области.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 10 ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Администрация Костромской области является надлежащим ответчиком по иску в соответствии с положениями ст. 10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области».
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 8, 20, 26, 28 Устава Костромской области, принятого Законом Костромской области от 24.04.2008 № 300-4-ЗКО, администрация Костромской области является высшим исполнительным органом государственной власти Костромской области. В Костромской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Костромской области - администрацией Костромской области. Администрация Костромской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Костромской области, наделенным собственной компетенцией. Она в пределах своей компетенции на территории Костромской области обеспечивает исполнение Конституции РФ, федерального и областного законодательства, осуществляет на всей территории Костромской области исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий Костромской области по предметам ведения Костромской области и полномочий Костромской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает исполнение областного бюджета; управляет и распоряжается собственностью Костромской области в соответствии с законами Костромской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Костромской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основанием для заключения с Кузнецовым А.А. договора найма специализированного жилого помещения будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
Учитывая изложенное, суд находит основания для удовлетворения исковых требований прокурора о предоставлении жилого помещения Кузнецову А.А., который является лицом из категории детей-сирот, достиг совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, на день разрешения спора не имеет пригодного для проживания жилого помещения по договору социального найма либо в собственности, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Местом жительства Кузнецова А.А. следует признать Вохомский район Костромской области, что подтверждается материалами дела и заявлением истца, представленным в судебное заседание. В течение длительного времени с рождения до приобретения статуса ребенка-сироты, в дальнейшем под опекой истец проживал на территории Вохомского района, где зарегистрирован по месту жительства до настоящего времени. Прохождение военной службы по призыву в иной местности носит временный характер и не свидетельствует о смене места жительства истцом. В связи с изложенным на субъект РФ – Костромскую область в лице администрации Костромской области подлежит возложению обязанность предоставить Кузнецову А.А. из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Вохомского района Костромской области.
При этом суд учитывает, что предоставление гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих аналогичное право, соблюдения очередности, от наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Вохомского района Костромской области, заявленные в интересах Кузнецова ФИО22, удовлетворить.
Обязать субъект Администрацию Костромской области предоставить Кузнецову ФИО23, <дата> года рождения, из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории Вохомского района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья