Дело 2- 264/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский Пермского края 10 мая 2016 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Таипова Э.Р.
при секретаре ФИО2,
с участием истца - представителя Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании долга,
у с т а н о в и л:
Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края (далее Управление) обратилось в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании долга.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением и ФИО1 был заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, для строительства АГЗС. Срок договора аренды 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение ч.1 ст. 614 ГК РФ, п.п. 4.2.4,. 4.2. раздела 4 вышеуказанного договора, ответчик нарушил свою обязанность по внесению арендной платы, таким образом сформировалась задолженность по уплате арендных платежей в размере 150946 рублей 80 копеек.
Управлением в адрес ответчика направлялась претензия от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием об оплате задолженности по арендной плате, но требование об оплате задолженности ответчиком не исполнено, ДД.ММ.ГГГГ им была произведена частичная оплата в размере 613,93 рублей.
Согласно ст. 619 ГК РФ и п. 6.3 договора аренды, поскольку оплата арендных платежей на пользование земельным участком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не производилась, полагают необходимым расторгнуть договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным, просят расторгнуть договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ФИО1 задолженность по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 150946 рублей 80 копеек, а также исчисленные в соответствии с ч.1 ст. 330 ГК РФ, п.5.4 договора аренды пени в сумме 17506 рублей 88 копеек.
В судебном заседании истец – представитель Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3 на требованиях настаивала, по существу изложив доводы, содержащиеся в исковом заявлении, дополнив, что на территории Октябрьского муниципального района Пермского края корректирующие коэффициенты к ставке арендной платы не устанавливались, в адрес ФИО1 Управлением требования о расторжении договора аренды не направлялись. Расчет задолженности по договору аренды произведен за последние 3 года в пределах срока исковой давности исходя из 4% кадастровой стоимости земельного участка.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с требованиями истца не согласился и пояснил, что в 2010 году он, будучи руководителем МУП «Автотранспортник», хотел построить АГЗС по <адрес>, в связи с чем был заключен договор аренды. Однако с момента заключения договора, он на земельном участке ничего не строил, земельным участком не пользовался, поскольку необходимость в строительстве заправки отпала. Он устно обращался в Управление с просьбой расторгнуть договор, однако в этом ему было отказано. Полагает необоснованным и завышенным расчет взыскиваемой арендной платы за землю.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца в связи со следующим:
Согласно положениям ст.ст. 606, 614 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
По условиям договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района и ФИО1, Управлением был передан ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> для строительства АГЗС, срок договора аренды установлен на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-8).
Указанный договор прошел государственную регистрацию, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.4).
Согласно п.п.2.1,2.2 указанного выше договора, при подписании договора арендная плата за земельный участок установлена в сумме 7186.80 рублей за год с уплатой единовременным платежом не позднее 15 сентября текущего года; размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчета арендных платежей, изменения размера нормативной цены земли на основе оценочного зонирования территории, базовых ставок арендной платы, а так же при изменении вида деятельности Арендатора (в рамках разрешенного использования) и в других случаях, предусмотренных нормативно- правовыми актами РФ, Пермского края, органов местного самоуправления.
Согласно кадастровых справок о стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет: на 01 января 2013 года - 911520 рублей; на 01 января 2014 года - 1431075 рублей; на 01 января 2015 года - 143075 рублей (л.д. 13-15).
Истцом представлен расчет арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером №, согласно которому за период 2013-2015 годы ФИО1 подлежит уплате 150946,80 рублей, при этом расчет арендной платы произведен в размере 4% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пп.9 п.1 Закона Пермского края от 07 апреля 2010 года №604-ПК (л.д. 16, 42-44).
Указанный расчет подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.13-15), а также актом сверки расчетов по арендной плате за землю (л.д.9).
На сумму задолженности истцом начислены пени в соответствии с п. 5.4 договора аренды в размере 17506,88 рублей (л.д. 18).
08 декабря 2015 года Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района в адрес ФИО1 была направлена претензия о необходимости погашения задолженности по арендным платежам в сумме 151887 рублей 75 копеек (л.д.10,17).
21 декабря 2015 года ФИО1 произведена частичная оплата по договору аренды земельного участка в общей сумме 613, 93 рублей (л.д. 12).
Из представленных документов судом установлено, что между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> для строительства АГЗС на срок 49 лет с установлением арендной платы в сумме 7186,8 рублей, подлежащей оплате не позднее 15 сентября текущего года, при этом п.2.2 договора установлено, что размер арендной платы может быть изменен Арендодателем в одностороннем порядке в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчета арендных платежей…
Проверяя обоснованность представленного истцом расчета взыскиваемой с ФИО1 арендной платы, суд не может согласиться с правильностью его исчисления в связи со следующим:
Частью 1 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» установлены ставки арендной платы применительно к видам земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 1 названного Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (в редакции Закона, действующей в период возникновения спорных правоотношений сторон в 2013 и 2014 годах) представительные органы местного самоуправления в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 Закона, устанавливают корректирующие коэффициенты к ставке арендной платы, учитывающие территориальные особенности условий хозяйствования. Размер арендной платы не может превышать размеров (предельных размеров) арендной платы, установленных федеральным законодательством. Размер арендной платы, рассчитанный от кадастровой стоимости земельного участка с учетом ставки арендной платы и корректирующего коэффициента, не может превышать уровня размера арендной платы предыдущего года, увеличенного на размер уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период. До установления представительными органами местного самоуправления корректирующих коэффициентов размер арендной платы в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливается в соответствии с частью 1 статьи 1 настоящего Закона.
С 01 января 2015 года часть 3 статьи 1 вышеназванного Закона Пермского края действует в новой редакции Закона Пермского края от 02.03.2015 N 445-ПК, согласно которой представительные органы местного самоуправления в отношении земельных участков, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, устанавливают корректирующие коэффициенты к ставке арендной платы (далее - корректирующие коэффициенты), учитывающие территориальные особенности условий хозяйствования; корректирующие коэффициенты могут быть повышающими и понижающими ставку арендной платы; размер арендной платы не может превышать размеров (предельных размеров) арендной платы, установленных федеральным законодательством; корректирующие коэффициенты, повышающие ставку арендной платы, не могут превышать размер инфляции в регионе, установленный в утвержденных губернатором Пермского края условиях для формирования вариантов развития и основных показателей прогноза социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, до 01 января 2015 года законом Пермского края №604-ПК было установлено ограничение размера арендной платы по сравнению с предыдущим годом на уровень инфляции, установленной прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период и корректирующий коэффициент, а после указанной даты ограничение по размеру арендной платы к уровню предыдущего года не предусмотрено.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 07.12.2011 года N 417-ФЗ, действующей в юридически значимый период, Правительством Российской Федерации могут быть установлены общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Во исполнение требований ст.ст. 22,65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В соответствии с принципом запрета необоснованных предпочтений порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из содержания части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК следует, что установление соответствующих корректирующих коэффициентов является обязанностью органов местного самоуправления.
Поскольку на территории Пермского края имеются территории, для которых такие коэффициенты установлены, с учетом принципа равенства землепользователей и недопущения предпочтения одних перед другими, положения части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК (в редакции от 27 ноября 2012 года), предусматривающие ограничения размера арендной платы, должны применяться ко всем арендаторам независимо от наличия (отсутствия) соответствующего нормативно-правового акта, устанавливающего корректирующий коэффициент при расчете арендной платы.
Таким образом, в период с 2010 года по 01 января 2015 года при расчете арендной платы ее рост не мог превышать размера арендной платы за предыдущий год с учетом уровня инфляции, установленного прогнозом социально-экономического развития Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно "Сценарным условиям формирования вариантов развития и основных показателей уточненного прогноза социально-экономического развития Пермского края на период до 2017 года", утвержденных Губернатором Пермского края 01 августа 2014 года, инфляция в регионе по прогнозу на 2013 год составила 107,4%, на 2014 год - 106,9%, на 2015 год – 106, 9%.
На территории Октябрьского муниципального района Пермского края корректирующие коэффициенты при расчете арендной платы представительным органом не устанавливались, что не оспаривается представителем истца, доказательств обратного суду не представлено.
В течение 2010-2012 годов арендная плата по договору, заключенному с ФИО1 составляла 7186 рублей 80 копеек в год (л.д.64-66).
Как указано выше, не установление органами местного самоуправления корректирующих коэффициентов не свидетельствует о том, что арендная плата должна превышать предельный размер платы в 2013-2014 годах, поэтому размер арендной платы в составил: в 2013 году - 7718,62 руб. (7186,80 руб. х 107,4%); в 2014 году – 8251.28 руб. (7718,62 руб. х 106,9%.
Поскольку ограничение размера арендной платы по сравнению с предыдущим годом на уровень инфляции исключено из Закона Пермского края от 07 апреля 2010 года № 604-ПК Законом Пермского края от 02 марта 2015 года №445-ПК, действие которого в силу статьи 2 распространяется на правоотношения с 01 января 2015 года, расчет, представленный истцом о размере арендной платы за земельный участок в 2015 году исходя из 4% кадастровой стоимости является верным.
Так, в силу ч.1 ст. 1 Закона Пермского края от 07 апреля 2010 года, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, настоящим Законом, размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным 4 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2015 года составляет 1431075 рублей (л.д.15).
Таким образом, за 2015 год размер арендной платы составляет 57243 рубля (1431075 х 4%), а за указанный в исковом заявлении период с 2013 по 2015 годы с ФИО1 в пользу истца подлежит взысканию 73212 рублей 82 копеек (7718,62 + 8251,2 + 57243).
Учитывая, что ФИО1 21 декабря 2015 года произведена частичная оплата по договору аренды в сумме 613 рублей 93 копейки, к взысканию с ответчика подлежит 72598 рублей 89 копеек.
На указанную сумму в соответствии с п.5.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ подлежат начислению пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка России от просроченной суммы за каждый день просрочки, которая составляет 4530 рублей 31 копейки (2013 год = 7718,62 х 365 дней х 8,25% х 1/300; 2014 год = 15969,82 х 365 дней х 8,25% х 1/300; до 21 декабря 2015 год = 73212,82 х 355 дней Х 8,»5% х 1/300; с 22 декабря 2015 года = 72598,89 х 10 дней х 8,25% х 1/300) и которая также подлежит взысканию с ФИО1 в пользу истца.
Доводы ФИО1 о том, что земельным участком он не пользовался, ничего на нем не сроил, не могут быть приняты судом во внимание, так как в силу п.2.3 договора неиспользование участка арендатором не может служить основанием невнесения арендной платы.
Истцом также заявлено требование о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Аналогичные требования отражены в п.6.1 договора аренды земельного участка.
Доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, в соответствии с требованиями ст. 452 ГК РФ, истцом не представлено.
В силу ст.222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем требования Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка подлежат оставлению без рассмотрения.
В силу ст. 98 ГПК РФ суд стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ФИО1 в доход Октябрьского муниципального района Пермского края подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2513 рублей 87 копеек (800 рублей + 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № - оставить без рассмотрения.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края задолженность по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 72598 рублей 89 копеек, а также пени в сумме 4530 рублей 31 копейки, всего 77129 рублей 20 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход Октябрьского муниципального района Пермского края государственную пошлину в сумме 2513 рублей 87 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, начиная с 16 мая 2016 года.
Председательствующий: Э.Р. Таипов
Копия верна:
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле №2-264/2016
Дело 2- 264/2016
(резолютивная часть)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский Пермского края 10 мая 2016 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Таипова Э.Р.
при секретаре ФИО2,
с участием истца - представителя Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края ФИО3,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании долга,
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № -оставить без рассмотрения.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края задолженность по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 72598 рублей 89 копеек, а также пени в сумме 4530 рублей 31 копейки, всего 77129 рублей 20 копеек, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход Октябрьского муниципального района Пермского края государственную пошлину в сумме 2513 рублей 87 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения, начиная с 16 мая 2016 года.
Председательствующий: Э.Р. Таипов