РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2014 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Фефеловой З.С.,
при секретаре Гармаш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2270/2014 по исковому заявлению прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о признании бездействия по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть населенных пунктов ГГО, незаконным; о понуждении в установленном порядке разработать и утвердить проект организации дорожного движения ГГО на улично-дорожную сеть населенных пунктов ГГО в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований истец указал, что на автодорогах Горноуральского городского округа не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения, относящееся к компетенции городского округа. В результате бездействия Администрации ГГО не выполняются государственные гарантии по соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Вышеуказанное нарушение является одним из неблагоприятных факторов, влияющих на организацию дорожного движения на территории городского округа, а также, как следствие, на совершение ДТП и причинения вреда жизни и здоровью граждан. Отсутствие проекта организации дорожного движения в Горноуральском городском округе не позволяет ОГИБДД в полной мере осуществлять контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие утвержденной дислокации знаков служит основанием для возникновения сомнений обоснованности их расположения при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Истец просит удовлетворить требования, ссылаясь на положения: ст.ст. 1,3,5, 6 ч.4, 22 ч.1 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 16 ч.1 п.5 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 ч.1 п.6 Устава Горноуральского городского округа, ст.5 ч.11, ст.6 ч.9 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 27 ч.4, 35 п.3 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Представитель истца - Черных В.П., ст. помощник прокурора Пригородного района Свердловской области, в судебном заседании поддержал заявленные требования по их основанию. Дополнительно пояснила, что предложенный срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным для выполнения требований прокурора и исполнения судебного решения.
Представитель ответчика Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства(л.д.11), просивший о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя(л.д.12).
Огласив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (ч.1 ст. 1 данного закона).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Под организацией дорожного движения, в силу ФЗ «О безопасности дорожного движения», понимается комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах (ст.2). Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3).
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ст.22 ч.1).
В силу ч.4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: - принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; - участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.4 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденного письмом МВД РФ от 2 августа 2006 года N 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 7 августа 2006 года N 01-29/5313, заказчиком проекта организации дорожного движения являются:
- для автомобильных дорог федерального значения - Федеральное дорожное агентство, уполномоченное управлять этими дорогами;
- для автомобильных дорог субъектов Российской Федерации - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;
- для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами;
- для ведомственных и частных автомобильных дорог - владельцы этих дорог.
Таким образом, обязанность организации дорожного движения на автомобильных дорогах возложена на владельцев этих дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в п.6 ч.1 ст. 5 Устава Горноуральского городского округа, утвержденного решением Думы МО Пригородный район от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно ч.11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.9 ст. 6 ФЗ №257).
Таким образом, на основании вышеуказанных норм закона, разработка и утверждение проекта организации дорожного движения относится к компетенции городского округа.
В судебном заседании установлено
Отсутствие у ответчика по автодорогам Горноуральского городского округа (далее - ГГО) разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть населенных пунктов ГГО подтверждается письменными материалами дела:
- требованием прокурора на имя начальника ОГИБДД ММУ МВД «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ №(л.д.3);
- ответом ОГИБДД ММУ МВД «Нижнетагильское» от ДД.ММ.ГГГГ № на имя зам.прокурора Пригородного района Свердловской области ФИО3 (л.д.4).
Стороной ответчика не представлено доказательств наличия разработанного и утвержденного проекта организации дорожного движения Горноуральского городского округа на улично-дорожную сеть населенных пунктов.
При указанных обстоятельствах, судом усматривается бездействие со стороны ответчика по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на улично-дорожной сети населенных пунктов ГГО, в связи с чем, на сторону ответчика следует возложить данную обязанность.
Предложенный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ носит разумный характер.
Изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной, сумма государственной пошлины взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 12, 209, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Горноуральского городского округа, выразившееся в неприятии мер, направленных на разработку и утверждение проекта организации дорожного движения на улично-дорожную сеть населенных пунктов Горноуральского городского округа незаконным.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа в установленном порядке разработать и утвердить проект организации дорожного движения Горноуральского городского округа на улично-дорожную сеть населенных пунктов Горноуральского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Н.Тагила Свердловской области.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.
Председательствующий-подпись.