Решение по делу № 2-637/2018 ~ М-526/2018 от 16.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Железногорск-Илимский                      05 июня 2018 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., с участием представителя ответчика Сазонова И.Н., представителя третьего лица Валевич О.М., представителя третьего лица Даниловой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-637/2018 по иску Орловой О.Н. к МОУ «Рудногорская СОШ» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Орлова О.Н. обратилась в Нижнеилимский районный суд с иском к МОУ «Рудногорская СОШ» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вред, в обоснование которого указала, что состояла в трудовых отношениях с МОУ «Рудногорская СОШ» и выполняла обязанности по должности ***.

Согласно условиям дополнительного соглашения *** от ***. к трудовому договору *** от ***. ей на 1,0 ставку установлен должностной оклад в размере 3370 рублей в месяц. В соответствии с п. 13 трудового договора на должностной оклад начисляется процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50% и районный коэффициент в размере 60%. В зависимости от количества отработанных мною часов, моя заработная плата по основному месту работы (без подработки) составляет до 13 500,00 рублей.

Федеральным законом от 02.06.2016г. №164-ФЗ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) установлен с 01.07.2016г. в сумме 7500 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 146,148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в
местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном
размере. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими усло
виями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым зако
нодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы
трудового права.    Статья 315 ТК РФ гарантирует оплату труда в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Таким образом, с учётом районного коэффициента и северной надбавки за полный период отработанного времени её заработная плата в спорном периоде 2016г. и 2017г. должна быть не менее 15750 руб.(7500+7500х60%+7500х50%) за месяц.

Выплачивая заработную плату в меньшем размере, ответчик, тем самым, лишил её права на установленную законом повышенную заработную плату, что в силу, ст.4 Трудового Кодекса РФ относится к принудительному труду.

Согласно расчёту за спорный период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. ей недополучено заработной платы в сумме 26234,27 рублей.

Незаконными действиями ответчика, выразившимися в недоначислении заработной платы и в невыплате её в полном размере, определённой трудовым договором, а также действующим законодательством, регулирующим оплату труда работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ей был причинён моральный вред (ст.237 ТК РФ), размер которого она оценивает в 1000 рублей.

Просила суд взыскать с ответчика МОУ «Рудногорская СОШ» в свою пользу недополученную заработную плату за период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. в сумме 26234,27 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

Определением суда от 16.05.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО «Нижнеилимский муниципальный район».

Впоследствии от истицы Орловой О.Н. поступило заявление об увеличении исковых требований, в которых последняя просит суд взыскать с ответчика МОУ «Рудногорская СОШ» невыплаченную заработную плату за период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. в размере 88922,20 руб., в счет компенсации морального вреда 2000 руб., в обоснование которого указала, что согласно ст.1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016г. минимальный размер заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера Иркутской области, устанавливается с 1 июля 2016г. в сумме 10122 рубля, с 1 октября 2016г. повысился до 10754 рублей и оставался таковым до 1 апреля 2017г. С 1апреля 2017г. повысился до 11369 рублей, а с 1 июля 2017г. установлен в размере 12000 рублей.

Считает справедливо признать размер региональной минимальной заработной платы для Нижнеилимского района как размер регионального МРОТ для Нижнеилимского района.

Поэтому, согласно регионального МРОТ её заработная плата за месяц с 01.07. 2016г. с учётом районного коэффициента и северной надбавки должна быть не менее 21256,20 руб., т.е. 21256,20=10122+(10122х60%)+(10122x50%); с 01.10.2016г. не менее 22583,40 руб., т.е. 22583,40=10754+(10754х60%)+(10754х 50%); с 01.04.2017г. не менее 23874,90 руб., т.е. 23874,90=11369+(11369x60%)+ (11369x50%).

Согласно данного расчёта за спорный период с 01.08.2016г. по 31.05.2017г. ею недополучено заработной платы в размере 88922,20 рублей.

Истец Орлова О.Н., извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем в материалах гражданского дела имеется соответствующее заявление.

В судебном заседании представители: ответчика МОУ «Рудногорская СОШ», Сазонов И.Н., действующий по доверенности без номера от 20.03.2018г. (со сроком действия по 31.12.2018г.), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора – МУ Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района Валевич О.М., действующая на основании доверенности №1 от 22 февраля 2018 год (со сроком действия до 22 февраля 2019 года), Администрации муниципального образования «Нижнеилимский район» Данилова О.Н., действующая на основании доверенности № 26 от 01 августа 2016 года (со сроком действия до 31 декабря 2018 года), с заявленными исковыми требованиями не согласились, в обоснование привели доводы, изложенные в письменных отзывах на исковое заявление, приобщенных к материалам гражданского дела.

Суд, с учетом мнения участников процесса, посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося истца по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителей: ответчика, третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

Как усматривается из представленного суду дополнительного соглашения *** от ***. к трудовому договору *** от ***. истица Орлова О.Н. состояла в трудовых отношениях с МОУ «Рудногорская СОШ», работая в должности ***, осуществляла свою трудовую деятельность по основной работе на неопределенный срок, ей установлен должностной оклад в размере 3377,00 руб., районный коэффициент в размере 60%, северная надбавка в размере 50%, иные компенсационные доплаты.

Согласно приказу ***-*** от ***. Орлова О.Н. уволена с *** по собственному желанию.

Период, учитываемый истцом при предъявлении настоящих исковых требований о взыскании недополученной заработной платы, ограничен месяцами: с августа 2016г. по май 2017 года включительно.

Что касается требований истца о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.08.2016г. по 28.02.2017г., то суд исходит из следующего:

Статья 392 ТК РФ предусматривает, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Как следует из абзаца 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и др.).

Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает уважительность причины пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, проверяя всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе объективный, не зависящий от воли лица характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока.

Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока за разрешением индивидуального трудового спора, истец указывала, что в производстве Нижнеилимского городского суда Иркутской области на рассмотрении находилось гражданское дело по ее иску к МОУ «Рудногорская СОШ» о взыскании недополученной заработной платы за август, сентябрь 2016г., компенсации морального вреда, судебных расходов, в удовлетворении которого решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области 12.12.2016г., вступившим в законную силу 31.01.2017г. было отказано. В связи с тем, что 07 декабря 2017 года Постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 38-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, частей 1 и 3 ст. 133, частей 1, 2, 3, 4, 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в связи с жалобами граждан Г.В., О.Л. Дейдей, К.Н.О. и И.Я. Кураш» взаимосвязанные положения ст. 129, частей 1 и 3 ст. 133, частей 1, 2, 3, 4, 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, она считает, что необходимо пересмотреть ее спорный период по предыдущему гражданскому делу.

Вместе с тем, указанные истцом доводы не относятся к обстоятельствам, свидетельствующим об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, поскольку требования истца о взыскании недополученной заработной платы за август, сентябрь, 2016г. были разрешены в рамках гражданского дела №2-1373/2016.

Более того, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь (ст. 61 ГПК РФ). Вступившие в законную силу судебные решения могут быть лишь пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 392 ГПК РФ).

Таким образом, вышеуказанных обстоятельств, объективно препятствовавших истцу своевременно обратиться в суд с требованиями о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.08.2016г. по 30.09.2016г. в данном случае не имеется и из материалов дела не усматривается, что позволяет суду придти к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска истцом срока для обращения в суд.

В свою очередь, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика о том, что истицей пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части исковых требований, относящихся к предъявляемому истицей периоду – с 01.10.2016г. по 28.02.2017г.

В судебном заседании установлено, что расчетные листы о начисленной заработной плате работникам МОУ «Рудногорская СОШ» выдавались ежемесячно. Изложенная в них информация излагалась доступным и понятным способом. Обратиться за ее разъяснением в случае возникновения каких-либо неясностей истцу ничего не препятствовало. Согласно приказу МОУ «Рудногорская СОШ» заработная плата работникам выдается 13 числа, следующего за отчетным месяцем.

Таким образом, суд приходит к выводу, что о произведенных начислениях по заработной плате истцу было известно за октябрь 2016 года в ноябре 2016 года, за ноябрь 2016 года в декабре 2016 года, за декабрь 2016 года в январе 2017 года, за январь 2017 года в феврале 2017 года, и с указанных же периодов истцу стало известно о нарушении ее прав в истекшие месяцы.

Таким образом, учитывая дату направления настоящего искового заявления – 11.04.2018 года, суд полагает, что срок обращения в суд с исковыми требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.10.2016г. по 28.02.2017г. истцом пропущен.

Согласно ст.392 ТК РФ, при пропуске по уважительным причинам установленных сроков обращения в суд, они могут быть восстановлены судом.

Оценивая уважительность причин пропуска истицей срока обращения в суд за разрешением трудового спора, касающегося порядка начисления заработной платы за период с 01.10.2016г. по 28.02.2017г., суд не усматривает обстоятельств, не позволивших истцу своевременно обратиться в суд за разрешением данного спора.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении исковых требований Орловой О.Н. о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.08.2016г. по 28.02.2017г. следует отказать.

Одновременно суд находит, что срок обращения в суд за разрешением спора по поводу недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.03.2017г. по 31.05.2017г. истцом не пропущен.

Так, судом установлено, что заработная плата за истекший месяц работникам МОУ «Рудногорская СОШ» начисляется в месяце за ним следующим, т.е. за март 2017 года заработная плата была начислена в апреле 2017 года, после чего работникам выдаются расчетные листы.

Орлова О.Н. обратилась в суд за защитой своих прав 11.04.2018г., т.е. в пределах установленного ст.392 ТК РФ срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

В соответствии с ч.1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от №164-ФЗ от 02 июня 2016 года), с 01 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 7500 рублей.

Частью 3 ст.133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

Из данного Перечня, а также из «Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года № 413, усматривается, что не все субъекты Российской Федерации имеют в своем составе районы, отнесенные к районам Крайнего Севера, а также к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Кроме того, ряд субъектов, имеющих в своем составе указанные районы, имеют наряду с этим в своем составе также и иные районы, не отнесенные к таковым. На территории Иркутской области из 27 районов только 1 район отнесен к районам Крайнего Севера и 10 являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.

Согласно названному Перечню, местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, является в т.ч. и Нижнеилимский район Иркутской области.

Из приведенных выше данных, определенных с учетом Постановления Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» следует, что не все входящие в состав Иркутской области районы являются районами с одинаковыми природно-климатическими условиями, в т.ч. с теми, в зависимости от наличия которых в определенных местностях законодатель выделяет их в особую группу.

Главой 50 ТК РФ установлены дополнительные гарантии работникам с учетом особенностей труда, в том числе и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, которые распространяются на местности, приравненные к районам Крайнего Севера, каковой в т.ч. является и Нижнеилимский район Иркутской области.

Согласно ст.313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

При этом в ст. 146, 148 ТК РФ законодатель также указал, что оплата труда в таких местностях производится в повышенном размере.

Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат граждан в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Согласно толкованию, изложенному в п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (п. 2 резолютивной части указанного Постановления).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленный законом на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, действие которого территориально в одинаковой мере распространено и на местности с особыми климатическими условиями и на местности, которые таковыми не являются, при выполнении работником работ в особых климатических условиях, не может включать в себя установленные федеральным законодателем компенсации и гарантии, установленные для работников, осуществляющих свою деятельность в местности с особыми климатическими условиями, в т.ч. районный коэффициент и процентную надбавку. В связи с чем, требования ч.3 ст.133 ТК РФ работодателем, осуществляющим свою деятельность на территории с особыми климатическими условиями, подлежат исполнению с обязательным учетом дополнительно к ним требований ст. 146,148,315,316,317 ТК РФ.

В соответствии со ст.ст.146, 147, 148 ТК РФ, работа в особых условиях труда является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда. Повышенная же оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится с обязательным применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в соответствии со ст.ст.315, 316, 317 ТК РФ.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, законодатель уточняя, что входит в оплату труда указывает на взаимосвязь ее составляющих с условиями выполняемой работы. В противном случае у законодателя не имелось бы необходимости устанавливать для работников, выполняющих свои должностные обязанности в местностях с особыми климатическими условиями, дополнительные гарантии и компенсации.

В связи с этим, применение установленного минимального размера оплаты труда без учета, установленных законом гарантий и компенсаций одинаково во всех районах и местностях Российской Федерации, в т.ч. во всех районах Иркутской области с различными климатическими условиями, привело бы к нарушению указанного выше конституционного принципа, а также принципа справедливости оплаты труда, установленного ст.2 ТК РФ.

Согласно ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. При этом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учетом изложенного, в том числе требований норм ст.ст.146,148, 315,316,317 ТК РФ, суд приходит к выводу, что исходя из размера действующего до июня 2017 года минимального размера оплаты труда в 7500,00 рублей, с учетом установленных истцу районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 50%, при условии выработки нормы рабочего времени заработная плата истца в январе - июне 2017 года на одну ставку не может быть менее 15750,00 рублей.

Суд не может принять доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что истец вправе требовать перерасчета заработной платы с 07 декабря 2017 года - с момента вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В соответствии с ч.ч. 2, 4, 5 ст. 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Конституционный суд не принимает новых норм трудового права, а в рассматриваемом Постановлении лишь устанавливает конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Действие же вышеуказанных норм трудового права не прекращалось с момента их принятия и вступления в силу.

Следовательно, доводы истца о том, что ответчик заработную плату выплачивает не в полном объеме, поскольку в размер минимального размера оплаты труда включает северную надбавку и районный коэффициент, по мнению суда, являются обоснованными.

В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Из представленных суду расчетных листков за январь - декабрь 2017 года следует, что истец в спорный период времени исполняла свои должностные обязанности по основной должности на 1 ставку, и ее заработная плата в указанный период состояла из должностного оклада, северной надбавки, районного коэффициента, доплат.

Вместе с тем, истцом в заявлении об увеличении исковых требований имеется ссылка на то, что она просит при расчете недополученной заработной платы применять размер регионального МРОТ для Нижнеилимского района Иркутской области.

Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В целях установления размера минимальной заработной платы в Иркутской области в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Иркутской области (далее - Правительство), Союз «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов», представляющий работников (далее - Профсоюзы), Иркутская региональная ассоциация работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей», представляющая работодателей (далее - Работодатели), вместе именуемые в дальнейшем «Стороны», 26.01.2017г. заключили «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329.

Статьей 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год размер минимальной заработной платы на территории Иркутской области в Нижнеилимском районе и городе Железногорск-Илимский, для работников государственных и муниципальных учреждений:

- с 1 января 2017 года установлен в сумме 10 754 рубля;

- с 1 апреля 2017 года установлен в сумме 11 369 рублей.

Размер месячной заработной платы работника, работающего на территории Иркутской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, из анализа действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей.

При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Данная позиция изложена и в п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», из которого усматривается, что как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. При этом статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок. Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, согласно части первой статьи 45 данного Кодекса полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.

Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с частью третьей статьи 133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, согласно части второй статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации срок действия соглашения не может превышать трех лет, а его содержание и структура определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (часть первая статьи 46 данного Кодекса). Из этого следует, что установленная в субъекте Российской Федерации минимальная заработная плата может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий.

С 1 января 2018 года в связи с изданием Соглашения от 09.01.2018. «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329 утратил силу.

Вместе с тем, в спорный период времени с 01.03.2017г. по 31.05.2017г. действовало «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год», зарегистрированное министерством труда и занятости Иркутской области 26.01.2017г. № 329.

Разрешая вопрос о размере подлежащих удовлетворению исковых требований о взыскании не доначисленной заработной платы, проверив расчет, представленный истцом, изучив расчетные листы, учитывая вышеизложенное, а также фактически отработанное истцом в спорный период время, суд исходит из следующего:

в марте 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 26 дней, фактически истцом отработанно 22 дня (исходя из расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки не менее 22583,40 руб., с учетом фактически отработанных часов – 19109,03 рублей;

фактически начислено согласно расчетному листку 10688,62 руб.;

не доначисленно 8420,41 руб. (19109,03-10688,62);

в апреле 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 25 дней, фактически истцом отработанно 25 дней (исходя из расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки на 1 ставку – не менее 23874,90 руб., с учетом фактически отработанных часов – 23874,90 рублей;

фактически начислено согласно расчетному листку 11369 руб. (без учета оплаты больничного листа);

не доначисленно 12505,90 (23874,90-11369) руб.;

в мае 2017 года нормальная продолжительность рабочего времени в месяце составляет 25 дней, фактически истцом отработанно 19 дней (исходя из расчетного листа за этот период);

заработная плата, подлежащая начислению с учетом Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2017 год, районного коэффициента и северной надбавки на 1 ставку – не менее 23874,90 руб., с учетом фактически отработанных часов – 19152 рублей;

фактически начислено согласно расчетному листку 11397,18 руб. (без учета компенсации за отпуск);

не доначисленно 7754,82 (19152-11397,18) руб.;

Таким образом, не доначисленная истцу заработная плата по основному месту работы за период с марта по май 2017 года составляет 28681,13 руб., которая и подлежит взысканию с ответчика.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

С учетом выводов суда о неправомерности действий работодателя (ответчика) в части порядка начисления Орловой О.Н. заработной платы, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.

Вместе с тем, разрешая вопрос о размере подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, а также тот факт, что каких-либо доказательств в подтверждение обоснованности заявленной суммы компенсации морального вреда - 2000 рублей и ее соразмерности фактически причиненным ей неправомерными действиями работодателя в связи с нарушением порядка начисления заработной платы моральным страданиям, истцом суду не представлено. При таких обстоятельствах, руководствуясь также, в соответствии со ст.1101 ГК РФ, требованиями разумности и справедливости, и учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, положенные в основу вышеприведенных выводов, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу Орловой О.Н. 500 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с учетом подлежащей удовлетворению части иска, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1360,43 руб. за удовлетворенную часть исковых требований истца по требованиям материального и нематериального характера, освобожденной от уплаты госпошлины (ст.ст. 333.19, 333.36 НК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орловой О.Н. к МОУ «Рудногорская СОШ» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с МОУ «Рудногорская СОШ» в пользу Орловой О.Н. недополученную заработную плату за март – май 2017 года в размере 28681,13 руб., компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

В удовлетворении исковых требований о взыскании недополученной заработной платы в размере 60241,07 руб., компенсации морального вреда в размере 1500 рублей Орловой О.Н. - отказать.

Взыскать с МОУ «Рудногорская СОШ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1360,43 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 13 июня 2018 года.

Судья Т.А. Родионова

                

                

2-637/2018 ~ М-526/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Орлова Ольга Николаевна
Ответчики
МОУ "Рудногорская СОШ"
Другие
МУ ДО администрации муниципального района
Суд
Нижнеилимский районный суд
Судья
Родионова Т.А.
16.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2018[И] Передача материалов судье
19.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
28.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2018[И] Судебное заседание
05.06.2018[И] Судебное заседание
13.06.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2018[И] Дело оформлено
21.12.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее