Дело №3а-391/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года г.Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.,
при секретаре Мороховой А.В.,
с участием представителя административного истца Осипова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осиповой К. Н. к Администрации Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Осипова К.Н. обратилась в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, в котором с учетом уточнения предъявленных требований 15 марта 2018 года просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 8241827 руб..
В обоснование требований указала, что кадастровая стоимость объекта недвижимости существенно превышает его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, что влечет нарушение ее прав как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца уточнил размер рыночной стоимости объекта недвижимости, равный которому просил установить кадастровую стоимость объекта, а именно согласно заключению судебного эксперта.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Представитель Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в письменном ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие и принять решение по делу на усмотрение суда.
В связи с этим, с учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности, в том числе, путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административному истцу с 2007 года на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., количество этажей - 3, расположенное по адресу: ***.
Соответственно, являясь плательщиком налога на имущество, исчисляемого в силу статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 закона Тамбовской области от 25 ноября 2016 года № 17-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2017 года, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Вышеуказанный объект недвижимости вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тамбовской области, чья кадастровая стоимость утверждена приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 7 ноября 2016года №611 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Тамбовской области» по состоянию на 01 января 2016 года.
Указанное обстоятельство никем не оспаривается и подтверждается как самим приказом с приложениями к нему, так и выписками из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которым кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года утверждена в размере 120 694 425 руб. 10 коп..
Оспаривая кадастровую стоимость, административным истцом представлен выполненный оценщиком ИП А.А.Л. отчет об оценке *** от 14 марта 2018 года, в соответствии с которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года здания определена в размере 8241827 руб..
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно заключению эксперта ООО «Тамбов-Альянс» Полтораченко П.П. от 30 мая 2018 года №*** вышеуказанный отчет оценщика не соответствует по основаниям, приведенным на страницах 11-13 заключения, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная оценщиком в отчете, не соответствует его рыночной стоимости на 01 января 2016 года, составляющей по расчетам эксперта 6213361 руб..
Представитель административного истца согласился с выводами эксперта, ходатайств о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы другими участвующими в деле лицами не заявлено.
Оснований не доверять представленному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством.
Эксперт, являющийся специалистом в области оценочной деятельности и имеющий длительный стаж оценочной и экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Выводы эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
К числу таких доказательств в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится и заключение судебной экспертизы по делу.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, предъявленные требования с учетом их уточнения и выводов эксперта подлежат удовлетворению в части требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Поскольку Администрация Тамбовской области не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости либо осуществившим функции по государственной кадастровой оценке данного объекта недвижимости в смысле вышеприведенного Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то требования к данному административному ответчику предъявлены необоснованно.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В данном случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом подано впервые в суд 30 декабря 2017 года, поэтому установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 года.
При распределении судебных расходов по настоящему административному делу, суд исходит из положений части 1 статьи 103, статьи 106, части 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), согласно которым судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1), размер которых определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 111 КАС РФ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи ПО Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1, 2 и 3), 46 (части 1 и 2), 53, 55 (часть 3) и 57, в той мере, в какой этими положениями - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом.
Из материалов дела следует, что по ходатайству Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, возражавшего против удовлетворения предъявленных требований, определением суда от 10 апреля 2018 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Тамбов-Альянс». Расходы по оплате экспертизы в размере 25000 рублей были возложены на Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, которым обязанность по оплате расходов на ее проведение до настоящего времени не исполнена.
По результатам проведенной экспертизы, ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость объекта недвижимости административного истца значительно превышает его итоговую величину рыночной стоимости, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту.
С учетом названных положений закона и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 года, Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28, согласно которым при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая существенно ниже его кадастровой стоимости, судебные расходы по оплате судебной экспертизы по делу взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В связи с чем, заявление ООО «Тамбов-Альянс» о возмещении судебных расходов за производство судебной экспертизы по делу в размере 25000 рублей подлежит удовлетворению за счет административного ответчика - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Осиповой К. Н., поданное в Тамбовский областной суд 30 декабря 2017 года, удовлетворить в части требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 68:26:0000106:792, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6213361 руб..
В удовлетворении требования, предъявленных к Администрации Тамбовской области, отказать.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в пользу ООО «Тамбов-Альянс» судебные расходы за производство судебной экспертизы в размере 25000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2018 года.
Судья Ледовских И.В.
Дело №3а-391/2018
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года г.Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.,
при секретаре Мороховой А.В.,
с участием представителя административного истца Осипова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осиповой К. Н. к Администрации Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Осиповой К. Н., поданное в Тамбовский областной суд 30 декабря 2017 года, удовлетворить в части требований, предъявленных к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 6213361 руб..
В удовлетворении требования, предъявленных к Администрации Тамбовской области, отказать.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в пользу ООО «Тамбов-Альянс» судебные расходы за производство судебной экспертизы в размере 25000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Ледовских И.В.