Решение по делу № 2-752/2018 ~ М-502/2018 от 20.04.2018

                            Дело № 2-752

                                2018 года

                                           РЕШЕНИЕ

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2018 года Алуштинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Реммер М.А., при секретаре – ФИО9, с участием представителя истца – ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4, Администрации <адрес>, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным решения органа местного самоуправления, признании недействительными сведений государственного кадастра, обязании совершить определенные действия,

                        установил:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО3, ФИО4, Администрации <адрес>, Федеральной службе государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит признать незаконным решение 39 сессии 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении гражданке ФИО5 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка»; признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 90:15:020105:22 расположенном в пгт. Партенит <адрес> части исключения данных о земельном участке; обязать Федеральную службу по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исключить из реестра сведения о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 90:15:020105:22 общей площадью 0,0700 га расположенном в пгт. Партенит <адрес>.

Исковые требования мотивированны тем, что решением 3 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений общей площадью 0,0500 га. Истцом разработан проект отвода земельного участка. Истцу при обращении в госкомрегистр стало известно, что вновьобразованный земельный участок пересекает границу земельного участка поставленного на кадастровый учет, а именно- земельный участок который указан в решении Партенитского поселкового совета 39 сессии 6 созыва «О разрешении ФИО3 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участкам» расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, в районе <адрес>. Поскольку разрешение на разработку проекта землеустройства на спорный земельный участок первым выдано истцу, то Партенитский поссовет не имел права выдавать такое решение ФИО3. Признание недействительным акта органа местного самоуправления на основании которого земельный участок был поставлен на кадастровый учет является бесспорным основанием для снятия с кадастрового учета указанного земельного участка ФИО3.

Ответчики в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не предоставили.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле часть 1 статья 46 Конституции Российской Федерации находится в полном соответствии с требованиями, сформулированными в статье 8 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом".

    Согласно ст. 60 ЗК Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    На основании Решения 1 сессии 1 созыва Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Партенитского поселкового совета» Партенитский поселковый совет ликвидирован.

    В соответствии пунктом 2 ч. 2 ст.1 Закона Республики Крым -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в <адрес>» пгт.Партенит входит в состав городского округа Алушта.

    В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1 Главы 1 «Общие положения» Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, прошедшего государственную регистрацию в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> и Севастополю ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером RU и опубликованном на официальном сайте (http://alushta-adm.ru) пгт. Партенит входит в состав городского округа Алушта.

    Согласно ст. 26 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

    ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> Республики Крым прошла государственную регистрацию юридического лица и поставлена на учет в налоговом органе.

    На основании решения Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах правопреемства», Администрация <адрес> Республики Крым является правопреемником Партенитского поселкового совета по решениям вынесенным данным органом местного самоуправления и в отношении прав на земельные участки находящиеся на территории Партенитского поселкового совета.

Судом установлено, решением 3 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,0500 га, расположенного по адресу: РК, <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, район <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, что следует из указанного решения и всех документов послуживших основанием для его принятия.

Решением 39 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ разрешено ФИО3 разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0700 га, расположенного по адресу: РК, <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), что следует из указанного решения и всех документов послуживших основанием для его принятия.

В последующем, на основании заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана, решения 39 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 700 кв.метров по адресу: <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, в районе <адрес>, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый , что следует из регистрационного дела госкомрегистра, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от мая 2018 года.

При этом, истец реализовывая решение 3 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ разработал проект землеустройства по отводу земельного участка в ходе которого получил заключения о возможности целевого использования земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона ФИО6 «О местном самоуправлении в ФИО6» (норма материального права, действовавшая на момент вынесения оспариваемого решения), сельские, поселковые, городские советы правомочны рассматривать и разрешать вопросы, отнесенные Конституцией ФИО6, этим и иными законами к их компетенции.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона ФИО6 «О местном самоуправлении в ФИО6» (норма материального права, действовавшая на момент вынесения оспариваемого решения), органы местного самоуправления и их должностные лица действуют лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами ФИО6, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами ФИО6, актами Президента ФИО6, ФИО6, а в Автономной <адрес> – также нормативно-правовыми актами Верховного Совета и Совета ФИО7 Автономной Республики Крым, принятыми в рамках их компетенции.

Согласно ст. 12 ЗК ФИО6 (в редакции на момент оспариваемого решения), к полномочиям сельских, поселковых Советов, в том числе отнесено распоряжение землями территориальных общин, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствие с этим Кодексом.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 116 ЗК ФИО6 (в редакции на момент оспариваемого решения), приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае: получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 122 ЗК ФИО6 (в редакции на момент оспариваемого решения), сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных общин для всех нужд.

В соответствии с ч. 6,7 ст. 118 ЗК ФИО6 (в редакции на момент оспариваемого решения), граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе частью 1 ст. 12.1 -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ, которой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон -ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно ст. 13 Закона Республики Крым -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату.

Постановлением Совета ФИО7 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок ).

В соответствии с пунктом 4 Порядка , завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ (далее - разрешение на разработку документации).

Тем самым, согласно указанных норм материального права и истец и ФИО3 могли при наличии решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, завершить оформление права на земельный участок.

При этом, из решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в результате выгрузки координат Межевого плана выявлено, что вновь образованный земельный участок, расположенный по адресу: РК, <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, район <адрес> пересекает границу ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером земельного участка 90:15:020105:22.

Из регистрационного дела на земельный участок расположенный по адресу: РК, <адрес>, в районе <адрес>, следует, что указанный земельный участок на основании заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана, оптического компакт-диска, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый . Сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные». Право собственности на объект недвижимости ни за кем не зарегистрировано.

В тоже время ответчиками не предоставлено возражений на иск, доказательств подтверждающих отсутствие нарушения прав ФИО10, либо отсутствия факта пересечения границ учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:15:020105:22 с границами земельного участка на который претендует ФИО10.

Тем самым оспариваемое решение органа местного самоуправления является незаконным, поскольку выдано на земельный участок, который пересекает границу земельного участка на который претендует истец и при этом, истец имеет приоритетное права на завершение оформления земельного участка, поскольку Партенитским поселковым советом решение на его имя вынесено ранее решения на имя ФИО3.

Таким образом, в настоящее время истец, имеющий решение о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка выданного ранее, решения выданного на имя ФИО3, не может реализовать свое право осуществления кадастрового учета, в связи с чем подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведения об основных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 90:15:020105:22 площадью 700 +/-9 кв.м расположенном: РК, <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, в районе <адрес>.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

При этом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК осуществляет властные полномочия по регистрации прав от имени государства в публичных правоотношениях и соответственно не может выступать ответчиком в гражданском споре относительно вещных прав на земельный участок.

Тем самым, исковые требования к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру РК не подлежат удовлетворению.

В то же время, защита прав истца в части наличия у него права на завершение оформления прав на земельный участок должна быть осуществлена путем исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером 90:15:020105:22 из Единого государственного реестра недвижимости. В остальной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ГК Российской Федерации, ч. 1 ст. 25 Закона ФИО6 «О местном самоуправлении в ФИО6», ст.ст. 116, 118, 122 ЗК ФИО6, ст.ст. 12.1, 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ст. 13 Закона Республики Крым -ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Совета ФИО7 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, суд

решил:

исковые требования ФИО2 - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение 39 сессии 6 созыва Партенитского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ «О разрешении гражданке ФИО3 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка».

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об основных характеристиках объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 90:15:020105:22 площадью 700 +/-9 кв.м расположенного: РК, <адрес>, пгт. Партенит, <адрес>, в районе <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 к ФИО3, ФИО4, Администрации <адрес> - отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст.321 ГПК Российской Федерации.

Судья:

2-752/2018 ~ М-502/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попов А.И.
Ответчики
Громович А.В.
Другие
Администрация г. Алушты
Адвокат Проценко Елена Анатольевна
Федеральная служба государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Алуштинский городской суд
Судья
Реммер Марта Александровна
20.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2018[И] Передача материалов судье
20.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2018[И] Судебное заседание
01.06.2018[И] Судебное заседание
11.06.2018[И] Судебное заседание
11.06.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее