Дело № 2-193/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Злой Л.А.,
при секретаре Суровицыной А.А.,
с участием представителей ответчика Бугайчука Д.Ф., Хлопиной Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 17 февраля 2015 года дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении оборудовать остановочный пункт <....> пассажирской платформой, павильонами или навесами,
УСТАНОВИЛ:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО «РЖД») в защиту интересов неопределённого круга лиц, о понуждении оборудовать остановочный пункт <....> Северной железной дороги, указанный в пункте 28 Приложения №1 «Перечень пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута» к ответу Северной железной дороги от 03.07.2014 № 2961/Сев, пассажирской платформой, павильонами или навесами в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки Воркутинской транспортной прокуратурой требований законодательства о защите прав потребителей - пассажиров железнодорожного транспорта по остановочному пункту <....> Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» установлено, что данный остановочный пункт, в нарушение действующего законодательства, не оборудован пассажирской платформой, а также навесом либо павильоном.
Воркутинский транспортный прокурор о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело без его участия. Суд, с учётом мнения участников судебного заседания, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Воркутинского транспортного прокурора.
Представители ответчика Хлопина Л.В. и Бугайчук Д.Ф., действующие по доверенностям (л.д.15-16, 37), в судебном заседании исковые требования не признали. Полагают, что поскольку остановочный пункт <....> оборудован залом ожидания, в соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003, не требуется его оборудование платформой, навесом или павильоном. Согласно Типовых требований от 04.06.2013 №1252р, данный остановочный пункт имеет категорию Д. Навесы устанавливаются только на пригородных участках категории А,В,С. Полагают, что неправомерно заявлены исковые требования без указания что именно должно быть установлено навес или павильон, а также не указан срок исполнения.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела и оценив добытые доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Воркутинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав потребителей - пассажиров железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно Перечня пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута от 03.07.2014, представленного филиалом ОАО «РЖД» Северная железная дорога, остановочный пункт <....> Северной железной дороги ОАО "РЖД" не имеет пассажирской платформы, помещения для пассажиров, навесов (л.д.8).
Судом установлено, что на железнодорожной станции <....> имеется «Здание поста электрической централизации» (л.д.56), принадлежащее на праве собственности ОАО «РЖД» (л.д.59). Согласно технического паспорта данного здания, одной из частей здания является зал ожидания площадью <....> кв.м. (л.д.66).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003) железнодорожной станцией является пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
По смыслу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003, п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, … в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 (далее – Правила), устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и не общего пользования.
Пунктом 29 Правил определены общие требования к зданиям, платформам и другим сооружениям и устройствам, предназначенным для обслуживания пассажиров. Указанные объекты должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц, а также дополнительные требования, в том числе, к пассажирским остановочным пунктам.
В соответствии с абз. 5 п. 29 Правил, пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
Таким образом, приведенные выше федеральные нормы обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта оборудовать остановочные пункты платформами, навесами либо павильонами. Указанные нормы обязательны для исполнения.
Суд находит не состоятельной ссылку ответчика на Распоряжение ОАО «РЖД» от 14.07.2013 № 1252р об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, согласно которых остановочный пункт Кожым, исходя из размера среднесуточного пригородного пассажиропатока, относится к категории «Д» (п.4.2) и в связи с этим, согласно п.п. 5.5.1, 5.5.2, 5.5.3 (л.д.72) не должен оборудоваться платформой, навесом или павильоном.
Не указание в данном локальном нормативном акте требований к оборудованию пассажирских платформ навесами остановочных пунктов категории «Д» не освобождает ответчика от исполнения норм федерального уровня, а именно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ.
Также, ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 обязанность по оборудованию остановочных пунктов пассажирскими платформами, навесами или павильонами не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия зала ожидания для пассажиров.
Суд находит не состоятельной ссылку ответчика на незаконность требований Воркутинского транспортного прокурора в связи с не указанием им срока исполнения исковых требований. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрены сроки вступления в законную силу и исполнения решения суда, вступившего в законную силу, в связи с чем, отсутствует необходимость устанавливать специальный срок исполнения решения суда. Не указание чем именно оборудовать платформу обосновано, поскольку в Правилах указана именно такая формулировка: «…пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами».
Аргумент ответчика об отсутствии возможности исполнения решения суда в связи с финансово-техническими мероприятиями, необходимыми для его исполнения, также не состоятелен. При наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный законом срок, ответчик, в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, может обратиться в суд о предоставлении отсрочки исполнения, вступившего в законную силу, решения суда.
Поскольку остановочный пункт <....> Северной железной дороги ОАО "РЖД" не соответствует требованиям законодательства - не имеет пассажирской платформы, навеса или павильона, обязанность по их оборудованию лежит на ответчике - собственнике этого имущества, иск Воркутинского транспортного прокурора подлежит удовлетворению и понуждению именно собственника имущества – ОАО «РЖД» к устранению нарушений.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" оборудовать остановочный пункт <....> Северной железной дороги, указанный в пункте 28 Приложения №1 «Перечень пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута» к ответу Северной железной дороги от 03.07.2014 № 2961/Сев, пассажирской платформой, павильонами или навесами в соответствии с требованиями законодательства.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <....> рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2015 в 15 час. 00 мин.
Судья - Л.А.Злая