Решение по делу № А76-15624/2012 от 13.11.2012

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск                                                                 Дело № А76-15624/2012

13 ноября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2012 г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2012 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Е.А. Позднякова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Валеевой И.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению автономной некоммерческой организации «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА», ИНН 7412014260, г.Еманжелинск Челябинской области

к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Еманжелинске Челябинской области

о признании недействительным решения от 22.08.2012 № 4

при участии в заседании:

от заявителя: Молчанова В.И., директора на основании Протокола № 1 от 01.02.2010г., паспорт; Захаровой О.В. по доверенности от 06.11.2012 г., паспорт.

от ответчика: Горяиновой Е.М. по доверенности от 20.09.2012 г., паспорт; Голубковой Н.Ю. по доверенности от 01.11.2012 г., паспорт.

У С Т А Н О В И Л:

Автономная некоммерческая организация «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА», ИНН 7412014260, г.Еманжелинск Челябинской области (далее – заявитель, организация, АНО ЮАШ «ЛАДА») обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Еманжелинске Челябинской области (далее – ответчик, Пенсионный фонд, ГУ УПФ РФ в г.Еманжелинске Челябинской области) о признании недействительным решения от 22.08.2012 № 4, об освобождении от уплаты страховых взносов в сумме 58099 руб., пени в сумме 9203 руб. 80 коп. и штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Заявитель в судебном заседании представил уточненное заявление (л.д. 111 т. 1), согласно которому просит признать недействительным решение ГУ УПФ РФ в г.Еманжелинске Челябинской области от 22.08.2012 № 4  о привлечении АНО ЮАШ «ЛАДА» к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований организация ссылается на то, что для определения облагаемой базы по страховым взносам имеет решающее значение характер отношений между плательщиком и работодателем. Выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации НП ЮАШ «ЛАДА», должны учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной АНО ЮАШ «ЛАДА». Реорганизация не может являться основанием для расторжения договоров с работниками реорганизуемого юридического лица. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.

Пенсионным фондом в материалы дела представлен отзыв от 02.11.2012 (л.д. 112-113 т. 1), которым требования заявителя отклонены. По мнению Пенсионного фонда, Федеральным законом № 212-ФЗ не предусмотрена правопреемственность в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица. Таким образом, при реорганизации вновь возникшее юридическое лицо АНО ЮАШ «ЛАДА» при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации НП ЮАШ «ЛАДА».

Материалами дела установлено:

Автономная некоммерческая организация «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА» зарегистрирована 14.05.2010  Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области в качестве юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования на основании решения о государственной регистрации, принятого Минюстом России - Управлением ФНС России по Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 1107400001466 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц - л.д. 63 т. 1). Состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 14 по Челябинской области.

Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Еманжелинске Челябинской области проведена выездная налоговая проверка АНО ЮАШ «ЛАДА» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 24.05.2010г. по 31.12.2011г., по результатам которой составлен акт от 30.07.2012 № 084/014/0024 (л.д. 11-22 т. 1).

По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, в отсутствии организации, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения материалов проверки, начальником УПФР в г.Еманжелинске по Челябинской области вынесено решение № 4 о привлечении АНО ЮАШ «ЛАДА» к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ), за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в виде штрафа в размере 11619 руб. 80 коп.  Также указанным решением организации предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 58099 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 11364 руб. 50 коп.

Организация, полагая, что решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, нарушает ее права и интересы, обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе выездной проверки Пенсионным фондом установлено, что в 2010 году база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица определялась не со дня создания предприятия АНО ЮАШ «ЛАДА», а  с начала расчетного периода, в результате чего из облагаемой базы были исключены суммы выплат в пользу работника Молчанова В.И. 1960 года рождения, отраженных в индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений с мая 2010 года, так как при определении базы для начисления страховых взносов в 2010 году учитывались выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу Молчанова В.И. в реорганизованном предприятии НП ЮАШ «ЛАДА»  и был применен расчет предельной величины дохода 415000 рублей для начисления страховых взносов, с суммы превышающей максимальный размер базы, страховые взносы не взимались.

Судом установлено, что согласно протоколу №1 от 01.02.2010 общим собранием учредителей Некоммерческого партнерства «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА» приняты решения о реорганизации Некоммерческого партнерства «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА» путем его преобразования в Автономную некоммерческую организацию «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА», об избрании директором АНО ЮАШ «ЛАДА» Молчанова В.И. сроком на пять лет и об утверждении передаточного акта №1 (л.д.99 т.1).

Некоммерческое партнерство «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА» реорганизовано  путем его преобразования в Автономную некоммерческую организацию «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА», о чем в единый государственный реестр юридических лиц 14.05.2010 внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером 2107400014885 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц – л.д. 63 т.1).

В соответствии с ч.4 ст. 57 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ, Кодекс) юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Согласно ч.5 ст. 58 Кодекса при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В силу ч. 1 ст. 59 Кодекса передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Таким образом, законодательно закреплено, что в случае реорганизации          юридического лица происходит процессуальное правопреемство, в силу которого к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей реорганизованного юридического лица.

Согласно передаточному акту №1 от 26.04.2010,  утвержденному общим собранием учредителей основные средства, нематериальные активы, иное имущество и обязательства от Некоммерческого партнерства «Юношеская автомобильная школа «Лада» переданы к Автономной  некоммерческой организации «Юношеская автомобильная школа «Лада» (л.д.27 т.1).

Как следует из приказа №15 от 14.05.2010 (л.д.25 т.2) работники некоммерческого партнерства «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА» с 14.05.2010 считаются работниками Автономной некоммерческой организации «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА».

Прекращение деятельности некоммерческого партнерства «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА» путем реорганизации в форме преобразования на основании пункта 5 статьи 58 ГК РФ свидетельствует о переходе к Автономной некоммерческой организации «Юношеская автомобильная школа «Лада» прав и обязанностей преобразованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В силу ч.1 ст. 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

При этом, в ч. 4 ст. 8 Закона №212-ФЗ закреплено правило, согласно которому для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Порядок определения налоговой базы связан с оценкой выплат, произведенных в рамках трудовых отношений. Поэтому для определения налоговой базы по страховым взносам будет иметь значение характер трудовых отношений организации страхователя с работниками.

В соответствии со ст. 75 Трудового Кодекса Российской Федерации
изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее
реорганизация    (слияние,    присоединение,   разделение,         выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

Тем самым, при реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.

 Действие трудовых договоров с работниками преобразованного юридического лица не прекращались, трудовые отношения были продолжены на прежних условиях с учетом требований статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела копии трудовых книжек, а также копии дополнительных соглашений к трудовым договорам, ранее заключенных с работниками некоммерческого партнерства «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА», согласно которым в связи со сменой работодателя трудовые отношения продолжены на прежних условиях (л.д.8-22 т.2).

Следовательно, трудовые отношения во вновь созданной (преобразованной) организации  продолжались, а не возникли вновь.

Указанный факт ответчиком не оспаривается.

Учитывая, что выплаты и вознаграждения, являющиеся объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, представляют собой оплату труда, являющуюся существенный условием трудового договора, выплаты, осуществляемые     в    пользу    работников    до    реорганизации,    не    могут    не  учитываться        при  определении базы  реорганизованной организации.   

При этом, следует учитывать накопительный порядок исчисления налоговой     базы,     установленный,     ч.3     ст.     8     Закона     №212-ФЗ,     согласно которому плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим      итогом.      Принципиальное значение      при      установлении налоговой базы имеют выплаты, произведенные в отношении каждого физического лица в течение календарного года, а не в течение (расчетного) отчетного периода, определяемого в случае реорганизации юридического лица по правилам ст. 10 Закона №212-ФЗ.

В настоящем случае расчетный период в результате реорганизации страхователя (НП ЮАШ «ЛАДА») не изменился. Выплаты, учитываемые в налоговой базе правопреемника  (АНО ЮАШ «ЛАДА») за расчетный период - 2010г. совпадают с выплатами, произведенными в пользу физических лиц с начала и до конца календарного года.

В соответствии с ч. 16 ст. 15 Закона №212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Смысл указанной правовой нормы заключается в обеспечении на прежнем уровне размеров поступлений в бюджет и сохранении прав застрахованных лиц, в пользу которых выплаты производятся. В случае включения заявителем в налоговую базу для исчисления страховых взносов выплат и вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц до реорганизации, указанная цель достигнута, снижения размера платежей в бюджет по сравнению с уровнем поступлений таких платежей от организации, прекратившей свое существование,   не допущено.

Учитывая изложенное, АНО ЮАШ «ЛАДА» правомерно произведено исчисление страховых взносов, исходя из предельного размера налоговой базы, в которой учтены выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц до реорганизации.

Заявленные требования обоснованны, в связи с чем оспариваемое решение подлежит признанию недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и нарушающее права автономной некоммерческой организации «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА».

В соответствии с подп.3 п.1 ст. 333.21 НК РФ, п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.07г. №117 при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплата госпошлины организаций осуществляется в размере  2000 рублей за каждое самостоятельное требование неимущественного характера.

Обществом заявлено требование о признании недействительным решения ГУ УПФР в г.Еманжелинске от 22.08.2012 №4, следовательно, государственная пошлина должна быть уплачена в сумме 2000 руб.

Заявителем при обращении в арбитражный суд представлено платежное поручение № 247  от 14.08.2012 (л.д. 90 т.1) об уплате госпошлины в сумме 2323 руб. 96 коп.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в рассматриваемом деле Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г.Еманжелинске Челябинской области принимало участие в качестве ответчика, в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, с последнего подлежат взысканию в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при обращении в арбитражный суд в сумме  2000 руб.

В соответствии со ст. 104 АПК РФ,  подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина (абз.3 п.3 ст.333.40 НК РФ).

Следовательно, излишне уплаченная автономной некоммерческой организацией «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА» государственная пошлина в сумме 323 руб. 96 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подп.1 п.1 ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.  110, 167-170, 201 АПК РФ,  арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Еманжелинске Челябинской области  о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 22.08.2012 № 4 как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Еманжелинске Челябинской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Взыскать  с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Еманжелинске Челябинской области (456584, Челябинская область г.Еманжелинск, ул.Победы, 46а, дата государственной регистрации 06.07.2001, ИНН 7403005117) в пользу автономной некоммерческой организации «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА», г. Еманжелинск Челябинской области  (456580, Челябинская область, г.Еманжелинск, ул.Северная, д.2А, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России №14 по Челябинской области 14.05.2012, ИНН 7412014260) судебные расходы по уплате  госпошлины в сумме 2000 рублей.

Возвратить автономной некоммерческой организации «Юношеская автомобильная школа «ЛАДА», г. Еманжелинск Челябинской области  (456580, Челябинская область, г.Еманжелинск, ул.Северная, д.2А, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России №14 по Челябинской области 14.05.2012, ИНН 7412014260) из федерального бюджета  излишне уплаченную по платежному поручению от 14.08.2012  №247  государственную пошлину в сумме 323 руб. 96 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                подпись                Е.А. Позднякова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru

А76-15624/2012

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Иск удовлетворить полностью
Истцы
Молчанов В.И
Суд
АС Челябинской области
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее