Решение по делу № 3а-462/2015 от 26.08.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 октября 2015 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.

При секретаре Бамбуровой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

Административное дело №03а-462/2015 по административному исковому заявлению ООО «ДОМ» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,

с участием представителя ООО «ДОМ» по доверенности Громышевой О.Ю.

У с т а н о в и л :

ООО «ДОМ» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков

равной рыночной стоимости в следующих размерах:

земельного участка с кадастровым номером: равной рыночной стоимости в размере 11 624 772,15 руб.;

земельного участка с кадастровым номером: равной рыночной стоимости в размере 9 351 688,95 руб.;

земельного участка с кадастровым номером:

равной рыночной стоимости в размере 16 058 605,95 руб.

земельного участка с кадастровым номером: равной рыночной стоимости в размере 5 918 937,96 руб.

земельного участка с кадастровым номером: равной рыночной стоимости в размере 6 457 183,66 руб.

земельного участка с кадастровым номером: равной рыночной стоимости в размере 2 435 215,77 руб.

земельного участка с кадастровым номером: равной рыночной стоимости в размере 3 522 980,80 руб.

земельного участка с кадастровым номером: равной рыночной стоимости в размере 25 750 144,25 руб.

Также просило взыскать с Правительства Самарской области госпошлину в размере 6000 руб.

Представитель административного истца Громышева О.Ю. поддержала заявленные требования.

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области представили отзывы, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

К участию в деле привлечены Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г.о.Самары.

Министерство имущественных отношений Самарской области представило отзыв на заявленные требования, просило отказать в удовлетворении заявленных требований в соответствии с доводами, содержащимися в отзыве.

В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Данное гражданское дело рассмотрено в порядке главы 25 КАС РФ.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает требования ООО «ДОМ» подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог /до введения в действие налога на недвижимость/ и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ФЗ №135 от 29.07.1998 года предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установлено, что ООО «ДОМ» является собственником следующих земельных участков:

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>;

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>;

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>;

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>;

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>;

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>;

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>;

земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельных участков утверждена в соответствии с приложением №1 Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области»:

земельного участка с кадастровым номером: в размере 16 378 406,39 руб.;

с кадастровым номером: в размере 13 175 807,67 руб.;

с кадастровым номером: в размере 22 625 335,87 руб.;

с кадастровым номером: в размере 7 806 334,38 руб.;

с кадастровым номером: в размере 8 516 212,73 руб.;

с кадастровым номером: в размере 3 121 137,27 руб.;

с кадастровым номером: в размере 4 515 291,80 руб.;

с кадастровым номером: в размере 42 255 217,85 руб.

ООО «ДОМ», не согласившись с кадастровой стоимостью земельных участков, обратилось в ООО «<данные изъяты>» для определения их рыночной стоимости.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 11 624 772,15 руб.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 9 351 688,95 руб.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 16 058 605,95 руб.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 5 918 937,96 руб.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 6 457 183,66 руб.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 2 435 215,77 руб.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 3 522 980,80 руб.

Согласно отчета об оценке <данные изъяты>, выполненного оценщиком ФИО1., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: составляет на 01 января 2013 года 27 750 144,25 руб.

Экспертными заключениями, выполненными 17.11.2014 года <данные изъяты>, членом которого является оценщик ФИО1., подтверждено соответствие отчетов об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

Ссылаясь на подготовленные по его заказу отчеты, административный истец указал, что кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость спорных земельных участков, что влечет нарушение его прав как плательщика земельного налога.

В связи с этим ООО «ДОМ» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.

По результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ Комиссией были приняты решения : об отклонении заявлений.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла решения об отклонении его заявлений.

После этого административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного гражданского дела.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют принципам составления отчетов об оценке, требованиям к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, требованиям к описанию в отчете об оценке методологии оценки и расчетов.

В отчетах об оценке оценщик сделала вывод о достаточности и достоверности предоставленной заказчиком информации, описала местоположения объектов оценки, количественных и качественных характеристик элементов, входящих в состав объектов оценки, выполнила анализ рынка, привела ценообразующие факторы, влияющие на стоимость земельных участков, провела анализ наиболее эффективного использования объектов оценки, определила стоимость сравнительным походом. Для определения стоимости были отобраны объекты-аналоги, наиболее подходящие к объекту оценки по максимальному количеству параметров основных ценообразующих факторов. После этого применила необходимые корректировки и согласовала результаты оценки.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в решениях, касающихся отчетов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , указала, что отчеты не соответствуют требованиям ФСО№3; информация о разрешенном использовании объектов-аналогов не подтверждена источниками информации –п.4 ФСО№3; аналоги №2 и 4 застроены и не являются таковыми –п.14 ФСО №1.

Исследовав представленные в суд ответы об оценке, суд приходит к выводу о том, что замечания, приведенные комиссией в своих решениях, являются необоснованными.

Пунктом 4 ФСО №3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г.№254, предусмотрены принципы, которых должен придерживаться оценщик при составлении отчета об оценке: существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности.

В источниках информации, как указано в решении комиссии, не содержится сведений о разрешенном виде использования объектов-аналогов №2 и 4.

Однако, как следует из материалов дела ко всем отчетам приложено информационное письмо ООО <данные изъяты>», в котором содержится информация, подтверждающая сведения об объектах аналогах, в том числе сведения об их разрешенном использовании: под производственную застройку, таким образом, принципы проверяемости, достаточности, однозначности, обоснованности оценщиком соблюдены.

Замечание комиссии относительно застроенности объектов-аналогов 2 и 4 суд считает несостоятельным. Оценщик пришел к выводу о том, что объекты-аналоги 2 и 4 не имеют строений, поскольку в информации об объекте не содержится сведений о наличии у объектов-аналогов 2 и 4 строений. Исходя из информации, представленной ООО <данные изъяты>», объекты-аналоги 2 и 4 свободные.

Комиссия в решениях относительно отчетов по земельным участкам с кадастровыми номерами: и указала, что задание на оценку содержит ссылку на ФСО №7, хотя, судя по информации на странице 8, составлено до 26.05.2014 года; в тексте отчета информация об объектах-аналогах противоречит исходным источникам информации, приведенным в отчете /объекты-аналоги застроены/, объекты-аналоги застроены и не являются таковыми.

Указанные замечания к отчетам об оценке суд считает необоснованными.

Суду представлены дополнительные соглашения к договору на оказание услуг по оценке <данные изъяты> и к договору об оценке <данные изъяты>, в которых стороны пришли к соглашению о том, что исполнитель должен предоставить заказчику отчет об оценке, составленный в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки, в том числе ФСО №7.

В связи с изложенным замечание комиссии о том, что отчеты содержат ссылку на ФСО №7 без соответствующего задания на оценку, являются несостоятельными.

Объекты-аналоги не являются застроенными, что подтверждается информацией ООО <данные изъяты>» на странице 70 отчетов об оценке <данные изъяты>, поэтому замечание комиссии о том, что объекты-аналоги застроены и не являются таковыми, суд расценивает как необоснованное.

Административные ответчики и заинтересованные лица не привели замечаний к отчетам об оценке, доказательств иных величин рыночной стоимости не представили.

Ходатайств о назначении экспертизы ими не заявлено. Суд не усматривает оснований для назначения экспертизы по своей инициативе.

Суду представлены заключения специалиста ООО «<данные изъяты>» ФИО2. на представленные отчеты об оценке, из которых следует, что содержание отчетов об оценке в полной мере соответствует требованиям ФЗ от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ФСО №1, 2, 3,7.

Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключения специалиста, суд приходит к выводу о том, что завышение кадастровой стоимости нарушает права административного истца и полагает, что его требования подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость земельных участков подлежит установлению в размере рыночной в размере, определенной отчетами об оценке.

Не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований доводы заинтересованных лиц о существенной разнице между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, поскольку разные методы определения кадастровой стоимости земельных участков и их рыночной стоимости приводят к тому, что их стоимости могут не совпадать друг с другом.

Ссылка Министерства имущественных отношений Самарской области на неактуальность отчетов об оценке, выполненных 06.11.2014 года, является несостоятельной.

Истечение 6-месячного срока с даты составления отчета имеет правовое значение лишь в случае определения рыночной стоимости для целей сделки.

Целью определения рыночной стоимости объектов оценки являлось определение рыночной стоимости объектов оценки, поэтому истечение шестимесячного срока с даты составления отчета об оценке при оспаривании результатов кадастровой стоимости не имеет правового значения.

Требование административного истца о взыскании с Правительства Самарской области уплаченной при подаче административного иска госпошлины в размере 6 000 руб. не подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.31 Постановления Пленума Верховного суда РФ №28 от 30.06.2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным ответчиком, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Из материалов дела следует, что Правительство Самарской области не оспаривало размер рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, а административный истец реализовал право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации, поэтому расходы по госпошлине относятся на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.65-66 ЗК РФ, ст.24.18 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст.175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л :

Требования ООО «ДОМ» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: Самарская <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 11 624 772,15 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 9 351 688,95 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 16 058 605,95 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 5 918 937,96 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 6 457 183,66 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 2 435 215, 77 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 3 522 980,80 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады V-IV класса вредности, адрес объекта: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 25 750 144,25 руб.

В остальной части требований отказать.

Дата обращения ООО «ДОМ» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области по земельным участкам с кадастровыми номерами: , , , , , ДД.ММ.ГГГГ.

Дата обращения ООО «ДОМ» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области по земельным участкам с кадастровыми номерами: , - ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Родина Т.А.

3а-462/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Дом"
Ответчики
Правительство Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Другие
Администрация г.о. Самара
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
26.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2015Передача материалов судье
28.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2015Подготовка дела (собеседование)
14.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2015(Вид производства изменен на "административное")
23.10.2015[Адм.] Судебное заседание
26.10.2015[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее