Решение по делу № 2-3586/2015 от 10.06.2015

Заочное решение

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<Дата обезличена>.                                                                               

Дзержинский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Васильева А.Ф.,

при секретаре Балабановой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации <...> к Даминовой <данные изъяты> о сносе самовольно реконструированного здания,

УСТАНОВИЛ:

администрация <...> обратилась в суд с данным иском, указав в его обоснование на то, что в связи с обращением администрации <...>, специалистами отдела по надзору за градостроительной деятельности было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <...>, в результате которого было установлено, что на вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположено здание <данные изъяты>

Земельный участок оформлен в собственность ответчика на основании договора купли-продажи <данные изъяты> государственная регистрация договора № 56-56-11/471/2014-438.

Нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежит Даминовой <данные изъяты> на основании свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты>

Владельцем здания осуществлена реконструкция путем надстройки этажа. В настоящее время здание состоит из подземного этажа, а также двух надземных этажей.

Разрешение на реконструкцию на вышеуказанном земельном участке управлением строительства и архитектуры не выдавалось, нарушены требования ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

На основании изложенного, ссылаясь в качестве основания иска также на п.20 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <данные изъяты>, ст. 9 Устава <...>, ст. 42 ЗК РФ, ст. 222 ГК РФ, истец просит обязать Даминову Э.Н. восстановить самовольно реконструированный объект капитального строительства - <данные изъяты> расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты> путем сноса третьего этажа.

В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения лица, участвующие в деле.

От истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ответчик Даминова Э.Н. извещалась надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции по указанному ею в договоре от <Дата обезличена> адресу <данные изъяты> о причинах неявки не сообщила суду, об отложении дела или рассмотрении дела в ее отсутствие не просила, в связи с чем судом вынесено на основании ст. 233 ГПК РФ определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в отсутствие лиц, участвующих в деле.

В отзыве на исковое заявление <данные изъяты> поддержала исковое заявление.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Указанные в исковом заявлении обстоятельства нахождения в собственности ответчика земельного участка и находящегося на нем двухэтажного нежилого строения, в котором в последующем произведена реконструкция в виде надстройки дополнительного этажа, подтверждены материалами дела и никем не оспариваются.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - изменение параметров капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности и качества инженерно-технического обеспечения).

В результате реконструкции спорное здание стало трехэтажным, один из которых является подвальным. Это подтверждается СП <данные изъяты>. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП <данные изъяты> в силу которому при подсчете общей, полезной и расчетной площадей, строительного объема, площади застройки и этажности общественного здания, при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.

Поскольку при реконструкции спорного объекта не была оформлена разрешительная документация <данные изъяты> данный объект является самовольной постройкой в силу ст. 3 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и ст. 222 ГК РФ, согласно частям 1,2 которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии с ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Между тем, отсутствие разрешения на реконструкцию спорного объекта и акта ввода его в эксплуатацию является не единственным нарушением ответчиком строительных норм, поскольку реконструкция была проведена без сопровождения государственного строительного надзора, что также является существенным нарушением, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 49 данного Кодекса проектная документация объектов капитального строительства подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

В силу ч.ч.2,3 ст. 49 данного Кодекса экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем <данные изъяты> квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем <данные изъяты> квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

- экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Судом установлено, что спорным объектом недвижимости является трехэтажное здание, один их которых является подвальным. С учетом данной характеристики объекта строительства и вышеуказанных правовых норм следует, что проектная документация реконструкции данного объекта подлежит экспертизе, поэтому надстройка этажа должна была производиться под контролем государственного строительного надзора.

В соответствии с ч.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

При этом отсутствие такой угрозы подтверждается заключениями компетентных органов о техническом состоянии строительных конструкций самовольного строения, об их соответствии строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям пожарной безопасности.

И таким компетентным органом является по данному делу созданная Указом <данные изъяты> <данные изъяты>, что вытекает из следующего.

В силу ч.4 ст.54 Градостроительного кодекса РФ и положений данного <ФИО>1 <...> <данные изъяты> является уполномоченным органом по осуществлению государственного строительного надзора на территории <ФИО>3 <...>.

В соответствии с п.12 Положения об <данные изъяты>, являющегося приложением к указанному     <ФИО>1 <...>,      <данные изъяты> осуществляет государственный строительный надзор в случаях, установленных законодательством с градостроительной деятельности, за:

а) соответствием выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, а в случае отсутствия технических регламентов государственные строительный надзор осуществляется за соответствием выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, выполнением требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

    б) соблюдением порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

в) устранением выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, строительных норм и правил, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдением запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) выдает заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, строительных норм и правил, иных нормативных
правовых актов.

Аналогичные положения содержатся в п. 8 Положения «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации <данные изъяты> согласно которому государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов.

Согласно ст. 6 Федерального закона <данные изъяты> «О пожарной безопасности», в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. То есть, <данные изъяты> на объектах капитального строительства с количеством этажей более двух, общая площадь которых составляет более <данные изъяты> квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, осуществляется <данные изъяты>, каковым на территории <ФИО>3 <...> является <данные изъяты>

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона <данные изъяты> «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного        надзора,           государственный                   санитарно -эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Аналогичное положение содержит и часть 8 ст. 65 Федерального закона РФ <данные изъяты> «Об охране окружающей среды».

В силу ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что компетентным органом по выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства, подпадающего под государственный строительный надзор, требованиям технических регламентов, строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям пожарной безопасности является в <ФИО>3 <...> Инспекция государственного строительного надзора <ФИО>3 <...>, которая выдает такое заключение по результатам контроля ведения строительных работ в течение всего периода строительства.

Судом установлено, что ответчик Даминова Э.Н. при реконструкции здания в <данные изъяты> для осуществления государственного строительного надзора не обращалась и, соответственно, при реконструкции рассматриваемого объекта капитального строительства строительный надзор не осуществлялся.

С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных правовых норм, суд удовлетворяет исковые требования администрации <...>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление администрации <...> к Даминовой <данные изъяты> о сносе самовольно реконструированного здания - удовлетворить.

Обязать Даминову <данные изъяты> снести за счет собственных средств третий этаж объекта капитального строительства - <данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

Ответчик вправе подать в Дзержинский районный суд <...> заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

На решение может быть также подана апелляционная жалоба в <ФИО>3 областной суд через Дзержинский районный суд <...> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                           А.Ф. Васильев

    Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>        

2-3586/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Оренбурга
Ответчики
Даминова Э.Н.
Другие
Инспекция государственного строительного надзора по Оренбургской области
Администрация северного округа города Оренбурга
Суд
Дзержинский районный суд г. Оренбург
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.orb.sudrf.ru
10.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2015Передача материалов судье
11.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2015Подготовка дела (собеседование)
23.07.2015Подготовка дела (собеседование)
23.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2015Судебное заседание
07.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее