Дело № 2-1182/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2016 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего: Гончаровой М.И.,
при секретаре: Щербаковой Н.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Смирнова Ю.В. к ГУ УПФР в городе Копейске Челябинской области о перерасчете пенсии, взыскании индексации, судебных издержек, морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в городе Копейске Челябинской области о перерасчете пенсии, взыскании индексации, судебных издержек, компенсации морального вреда. В обоснование указано, что ДАТА он обратился в ГУ УПФР в городе Копейске Челябинской области с заявлением о перерасчете пенсии в связи с вступлением в силу федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который ввел новый порядок пенсионных прав и назначений пенсий с учетом службы в армии. Ответчик произвел перерасчет пенсии с ДАТА, в связи с чем страховая часть пенсии увеличилась. ДАТА истец написал заявление о перерасчете пенсии с ДАТА, однако, ответ был отрицательным. Просит произвести перерасчет пенсии с ДАТА с учетом периода службы в армии, взыскать индексацию в размере ** рубля ** копеек, государственную пошлину в размере ** рублей, компенсацию морального вреда в размере ** рублей.
В судебном заседании истец Смирнов Ю.В. на требованиях настаивал, пояснил, что является получателем пенсии с ** года на льготных основаниях. С ДАТА произведена индексация пенсии по новому закону №400-ФЗ, размер страховой части пенсии увеличился на ** руб. ** коп. О введении в действие нового закона №400-ФЗ с 01.01.2015 года пенсионный фонд знал, но его не уведомил. За перерасчетом пенсии по новому закону с учетом службы в армии он обратился в декабре ** года, поскольку поздно узнал об изменении в пенсионном законодательстве. Считает, что в связи с ненадлежащим его уведомлением о вступлении в силу нового закона, пенсионный орган нарушил его конституционные права. Просит требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика УПФР в городе Копейске Челябинской области Леонова М.В. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, пояснив, что велась разъяснительная работа среди населения о вступлении в действие нового правового регулирования. Данный закон, как и ранее действовавший предусматривает заявительный характер. Истец свое право реализовал, обратившись с заявлением в декабре ** года. На ДАТА права истца нарушены ответчиком не были. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015 г. при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям пенсионеров установлено и ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 которой предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), что следует из п. 4 указанной статьи Закона.
Согласно ч.10, 12-14 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по установленной формуле.
Согласно ч.2 статьи 18 выше указанного закона, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно ч.1 статьи 34 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной им трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета доли страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности), фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, указанную в части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Статьей 23 вышеуказанного закона предусмотрены сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии:
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Судом установлено, что Смирнову Ю.В. назначена пенсия с ДАТА, независимо от возраста как лицу, имеющему не менее 20 лет подземной работы в ведущих профессиях.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела.
Установлено, что согласно распоряжения о перерасчете размера пенсии от ДАТА на основании заявления Смирнова Ю.В. от ДАТА произведен перерасчет размера страховой пенсии с ДАТА с учетом периода прохождения службы в армии.
Истец считает, что перерасчет пенсии с учетом службы в армии должен быть произведен с ДАТА, поскольку в его пенсионном деле имелись все необходимые документы для оценки пенсионных прав и включении данного периода в перерасчет пенсии при наступлении нового правового регулирования.
В ответе на обращение УПФР в городе Копейске Челябинской области от ДАТА ссылается на то, что новый закон от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» освещался в средствах массовой информации. Данным законом предусмотрено сохранение всех пенсионных прав, которые граждане имели до его принятия по ранее действовавшему Федеральному закону от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при этом величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. К числу оснований для перерасчета страховых пенсий по ч.2 статьи 18 нового закона также относится и увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 года, однако, в силу ч.1 ст.23 закона перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера в сторону увеличения. В перерасчете пенсии с 01.01.2015 года Смирнову Ю.В. отказано.
Оценив доказательства в совокупности, принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что требования истца о перерасчете пенсии с учетом периода прохождения службы в армии с 01.01.2015 года не подлежат удовлетворению, поскольку правовых оснований для перерасчета пенсии с указанной даты не имеется, обращение в пенсионный орган в данном случае носит в силу ч.1 статьи 23 указанного закона заявительный характер, а наличие в пенсионном деле данных об иных не страховых периодах, не влечет безусловного основания для их оценки, включения в страховой стаж и перерасчете пенсии.
Доводы истца о наличии у Пенсионного органа обязанности уведомить пенсионера о вступлении в силу нового закона, суд находит не состоятельными в силу отсутствия нормы права, позволяющей сделать указанный вывод, кроме того, доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами о размещении статей на официальном сайте Копейского городского округа, в печатных изданиях «Копейский рабочий», «Горный машиностроитель».
Доводы истца о том, что нарушены его конституционные права, суд также находит не состоятельными, поскольку размер пенсии при введении нового правового регулирования не изменился в меньшую для пенсионера сторону, остался на прежнем уровне.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, доказательств нарушения его пенсионных прав, судом не установлено.
Принимая во внимание, что основные требования истца о перерасчете пенсии оставлены судом без удовлетворения, суд также не находит оснований для удовлетворения требований по взысканию индексации, компенсации морального вреда, судебных издержек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смирнова Ю.В. к ГУ УПФР в городе Копейске Челябинской области о перерасчете пенсии с ДАТА, взыскании индексации в сумме ** рубля ** копеек, судебных издержек ** рублей, компенсации морального вреда ** рублей, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Гончарова М.И.