Дело № 2-61/2017
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
пос. Ивня Белгородской области 16 марта 2017 года
Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:
Председательствующего судьи Шапиловой М.А.
при секретаре Игнатенко И.В.
с участием: истца Литинского В.И., представителя ответчика Литинской С.А. - адвоката Голевой Т.А., представившей удостоверение № <…> от <…> года и ордер № <…> от <…> года, выданный Ивнянской АК БОКА.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литинского В.И. к Литинской С.А. о прекращении права пользования жилым помещением,
установил:
Литинский В.И. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома площадью <…> кв.м. по адресу: <…>. В данном домовладении кроме истца зарегистрирована Литинская С.А. – ответчик по делу.
Ответчик не является членом семьи Литинского В.И., брак между сторонами расторгнут <дата>. Соглашений о сохранении за ответчиком права пользования жилым помещением сторонами не заключалось, на требования в добровольном порядке сняться с регистрационного учета не отреагировал.
Дело инициировано иском Литинского В.И., просившего прекратить право пользования Литинской С.А. жилым домом <адрес>.
В обоснование требований сослался на то, что регистрация ответчика в принадлежащем ему домовладении ограничивает его возможности в пользовании и распоряжении своим имуществом, на длительное непроживание ответчика в данном домовладении.
В судебном заседании истец Литинский В.И. поддержал заявленные требования в полном объеме,
Ответчик Литинская С.А. извещалась о месте и времени судебного заседания по адресу, указанному в исковом заявлении, судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Назначенная в порядке ст.50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика Литинской С.А. адвокат Ивнянской АК Голева Т.А. исковые требования не признала.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования Литинского В.И. подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с положениями п.п.1,2 ст.30 ЖК РФ, п.п. 1,2 статьи 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением, а также предоставления жилого помещения в пользование другим лицам на каком-либо законном основании.
Собственник вправе предоставить принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение во владение и (или) в пользование гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством и ЖК РФ.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <…>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> года, договором купли-продажи от <дата> года, заключенным с Д.Л.А.
В пункте 7 договора купли-продажи указано, что в указанном жилом доме никто не проживает и не зарегистрирован; других лиц, сохраняющих за собой права постоянного пользования указанным жилым домом не имеется.
Брак между Литинским В.И. и Литинской С.А. прекращен <дата> года на основании решения мирового судьи судебного участка №2 Ивнянского района Белгородской области, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от <…> года.
На указанной жилой площади помимо собственника Литинского В.И. зарегистрирована ответчик Литинская С.А., что подтверждается адресным листком прибытия от <дата> и справкой администрации Череновского сельского поселения от <дата>, согласно которой Литинская С.А. не проживает по указанному адресу с <…> года.
Судом установлено, что ответчик по месту своей регистрации не проживает длительное время, в доме нет его личных вещей ежедневного использования, членом семьи собственника не является и каких-либо соглашений о сохранении за собой права пользования жилым помещением с ним не заключал, что свидетельствует об отказе от права пользования жилым помещением. На требование истца о снятии с регистрационного учета не отреагировал.
Доказательств обратного ответчиком не представлено, в силу чего суд, принимая во внимание положения статьи 56 ГПК РФ, исходит из имеющихся в деле доказательств.
Как следует из разъяснений Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 года № 4-П, регистрация в том смысле, в котором это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при этом каких либо правовых последствий на пользование имуществом не порождает.
Вместе с тем, положениями статьи 7 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и подпункта «е» пункта 31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» предусмотрено, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
В порядке ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а поскольку закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается (п. 3 статьи 10 ГК РФ).
Таким образом, оставаясь зарегистрированной в жилом помещении, не пользуясь им, не проживая и не неся расходов по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг, в отсутствие соглашения и семейных отношений с собственником, ответчик Литинская С.А. действует по отношению к Литинскому В.И. недобросовестно, чем нарушает его права.
Оснований предусмотренных законом для сохранения за ответчиком права пользования жилым помещением, в том числе на определенный срок, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, когда регистрация ответчика в жилом помещении ограничивает права собственника во владении, пользовании и распоряжении принадлежащим имуществом, что гарантировано статьей 35 Конституции РФ, его право пользования подлежит прекращению, что влечет за собой его снятие с регистрационного учета по указанному адресу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Литинского В.И. к Литинской С.А. о прекращении права пользования жилым помещением удовлетворить.
Прекратить право пользования Литинской С.А. жилым домом <адрес>.
Настоящее решение является основанием для снятия Литинской С.А. с регистрационного учета по адресу: <…>.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Ивнянский районный суд Белгородской области.
Председательствующий - подпись
Решение в окончательной форме принято 16.03.2017 года.