Дело № 2а-1877/2018 16.10.2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Батогова А.В.,
при секретаре Булыгиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дьяконовой М.П., Гузь О.П., Гузь Н.П. к администрации Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга о признании незаконным снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании восстановить на учёте,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что они постоянно зарегистрированы в одной комнате жилой площадью 22,10 кв.м. в четырёхкомнатной коммунальной квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> согласно договору социального найма. Административные истцы состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с 1995 года, были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», а в соответствии с ранее действовавшими положениями законодательства. На основании распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 13.08.2012 № 701-р административным истцам было предоставлено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования. 10.05.2018 года при получении письма ответчика из копии выписки из распоряжения ответчика административные истцы узнали, что были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях согласно распоряжению администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 30.11.2012 № 1799-р со ссылкой правового обоснования на предоставление жилья жилищного фонда коммерческого использования, а также п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Считают данное распоряжение в части снятия административных истцов с учета незаконным и необоснованным, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ истцами соблюдён трехмесячный срок за обращением за защитой нарушенных прав с момента, когда стало известно о незаконном снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В соответствии п. 3.12.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 к полномочиям административного ответчика относится ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч. 2 ст. 6 от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи. Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в нарушение Жилищного кодекса не указывает часть и пункт статьи 56 ЖК РФ, согласно которой административные истцы подлежали бы снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, так как на самом деле отсутствуют правовые основания для снятия административных истцов с учета, истцы сняты с учета, как указано в распоряжении, в связи с предоставлением жилого фонда коммерческого использования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года № 1549-О-П по жалобе на нарушение прав ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Действовавшим ранее законодательством в отношении истцов действовала норма предоставления 9 кв.м. жилой площади, в настоящее время п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в отдельной квартире составляет 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек. Административные истцы по норме предоставления отдельной квартирой по договору социального найма не обеспечены, соответственно снятию с учета не подлежат.
Истцы Гузь О.П., Гузь Н.П., представитель истцов Дьяконовой М.П., Гузь О.П., Гузь Н.П. в судебное заседание явились, иск поддержали.
Представитель администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, против иска возражала, ссылаясь на то, что истцами поданы в 2012 году на имя главы администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга заявления о снятии с учёта, с указанием даты подачи, подписи истцом, факт подачи указанных заявлений истцами не оспаривается, заявления приобщены к материалам учётного дела в оригинале, в связи с чем истцы сняты с учёта по п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, о чём также указано в оспариваемом распоряжении; срок на подачу иска истцами пропущен.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Административные истцы постоянно зарегистрированы в одной комнате жилой площадью 22,10 кв.м. в четырёхкомнатной коммунальной квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> согласно договору социального найма. Административные истцы состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с 1995 года, были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», а в соответствии с ранее действовавшими положениями законодательства. На основании распоряжения Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 13.08.2012 № 701-р административным истцам было предоставлено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Согласно содержанию иска, 10.05.2018 года при получении письма ответчика из копии выписки из распоряжения ответчика административные истцы узнали, что были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях согласно распоряжению администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 30.11.2012 № 1799-р со ссылкой правового обоснования на предоставление жилья жилищного фонда коммерческого использования, а также п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ранее о нарушении своих прав не знали.
В соответствии п. 3.12.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 к полномочиям административного ответчика относится ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч. 2 ст. 6 от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта.
В материалы дела предоставлены и заверены судом копии с приобщённых в материалы учётного дела оригиналов заявлений Дьяконовой М.П., Гузь О.П., Гузь Н.П. от 20.03.2012 о снятии их с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в заявлениях проставлены подписи истцом, факт подписания и подачи заявления истцы не оспаривали. В связи с тем, что указанные заявления подлежат подаче в администрацию района по месту учёта, заявления приобщены администрацией в материалы учётного дела, подписаны истцами, проставлены даты подачи, у суда отсутствуют основания полагать, что заявления могли быть поданы в иной орган или в ином порядке, а также явились необходимыми для совершения каких-либо иных действий, получения жилого помещения, стороной истцов никаких доказательств наличия этих обстоятельств не предоставлено.
На основании изложенного суд полагает, что по существу истцы обоснованно сняты ответчиком с учёта и восстановлению на учёте по основаниям, указанным в иске, не подлежат, в распоряжении ответчика указана ссылка на п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, при этом основанием снятия с учёта явилась именно подача заявлений истцами о снятии с учёта.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно требованиям ст. 219 КАС РФ, трёхмесячный срок на обжалование течёт с того момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, факт получения или неполучения оспариваемого распоряжения правового значения в данном случае не имеет по следующим основаниям.
В соответствии с материалами дела, 16.04.2018 истец Дьяконова М.П. обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении на учёте, в котором также указано об известности ей обстоятельств снятия с учёта, ранее в 2016 году обращалась с заявлением о включении в учётное дело своей дочери, уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги датировано 25.05.2016, ответ на руки, в котором указано о снятии с учёта в том числе Дьяконовой М.П.
Таким образом, как в 2016 году, так и 16.04.2018 истцу было известно о нарушении своих прав и истец должна была знать о нарушении своих прав, срок пропущен значительно, что является самостоятельным основанием для отказа в иске Дьяконовой М.П.
Доказательств, подтверждающих факт получения истцами Гузь О.П., Гузь Н.П. сведений о нарушении своих прав ранее 10.05.2018 в материалы дела не предоставлено.
В качестве одного из оснований снятия истцов Гузь О.П., Гузь Н.П. с учёта ответчиком указано предоставление жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года установлены ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2015 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, поставленные до 01 марта 2005 года на учет граждан, нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, подлежат снятию с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Жилые помещения коммерческого использования в период действия договора найма не подлежат отчуждению, обмену, передаче третьим лицам по договору поднайма или иному договору, за исключением продажи таких жилых помещений на условиях и в порядке, установленных Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года № 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга».
Суд полагает, что временное предоставление истцам жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга не является основанием снятия их с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, указанные сведения в оспариваемом распоряжении указаны необоснованно, распоряжение в данной части в отношении истцов Гузь О.П., Гузь Н.П. подлежит признанию незаконным, что не влечёт признания распоряжения незаконным в остальной части по указанным ранее основаниям и не влечёт обязанность ответчика восстановить истцов Гузь О.П., Гузь Н.П. на учёте.
В остальной части иска суд полагает необходимым истцам отказать по указанным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гузь О.П., Гузь Н.П. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 30.11.2012 № 1799-р в части указания основания снятия Гузь О.П., Гузь Н.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с предоставлением жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования.
В остальной части иска истцам Дьяконовой М.П., Гузь О.П., Гузь Н.П. отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: А.В. Батогов
Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2018