Дело № 5-1228/2015
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«18» сентября 2015 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
общества с ограниченной ответственностью «Главная управляющая компания», юридический адрес: 683013, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, оф. 61, ОГРН 1134101002496, ИНН 4101157502, зарегистрированного в качестве юридического лица и поставленного на учет в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому ДД.ММ.ГГГГ, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Главная управляющая компания» (далее по тексту - ООО «ГУК», Общество), расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, оф. 61, допустило умышленное невыполнение требований заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, указанных в представлении об устранении нарушений жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № 7/19-1-2015, в части содержащихся в нем требований о рассмотрении представления и сообщении о его результатах в прокуратуру города Петропавловска-Камчатского в месячный срок.
Законный представитель ООО «ГУК» ФИО3, защитник ФИО4 участия в рассмотрении дела не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие законного представителя и защитника юридического лица.
При этом защитник ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в своем отзыве на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении указала, что нарушение Общества выразилось в непредставлении в прокуратуру результатов рассмотрения представления, однако ссылалась на то, что со дня вынесения представления Обществом были приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о чем сведения в прокуратуру представлялись, что, полагала, подтверждается выводом в постановлении прокурора о недостаточности принимаемых ООО «ГУК» мер для взыскания задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, ссылаясь на то, что Общество впервые совершило административное правонарушение, им предпринимаются меры к взысканию задолженности с должников, просила освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения (л.д. 31-33).
Помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского ФИО5 поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, пояснив, что ООО «ГУК» не представляло в прокуратуру сведения о рассмотрении представления прокурора в установленный в нем срок, а также о принятых мерах по устранению нарушений действующего законодательства. Также полагала, что отсутствуют основания для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.
Выслушав помощника прокурора ФИО6, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «О прокуратуре») предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в ст. 21 данного Федерального закона, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанной статьи Федерального закона «О прокуратуре» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п.п. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Поводом для осуществления прокурорского надзора путем проведения прокурорской проверки может являться любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений и др.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Петропавловска-Камчатского проведена проверка по информации ОАО «Камчатскэнерго», МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Петропавловский водоканал» о задолженности за потребленную тепловую энергию, электроснабжения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории городского округа, в результате которой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дебиторская задолженность ООО «ГУК» по оплате за тепловую энергию составляла 953 742 рубля, за электроэнергию – 90 784 рублей; на ДД.ММ.ГГГГ дебиторская задолженность Общества за водоснабжение и водоотведение составила - 757 231,44 рубль, на основании чего заместителем прокурора города в адрес директора ООО «ГУК» ФИО3 было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ исх. 7/19-1-2015, в резолютивной части которого содержались следующие требования:
1. Безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона.
2. Решить вопрос о привлечении лиц, виновных в неисполнении требований действующего федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности.
3. О дате и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокурора города Петропавловска-Камчатского для обеспечения участия в рассмотрении представления прокурора.
4. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру города Петропавловска-Камчатского в письменной форме с приложением копий приказов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в установленный законом месячный срок.
Также в представлении указывалось на то, что невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет административную ответственность по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 8-11).
Из содержания вынесенного представления усматривается, что поводом для его внесения послужило непринятие Обществом, являющимся управляющей организацией, получающей плату за коммунальные услуги, своевременных мер по взысканию с потребителей платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, а также признание принимаемых Обществом мер, направленных на взыскание задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги и снижение ее размера, недостаточными.
Также данное представление, как и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ГУК», содержит ссылки на нормы действующего законодательства, в том числе Жилищного кодекса РФ, закрепляющие обязанность граждан и организаций по своевременному и в полном объеме внесению платы за коммунальные услуги, регламентирующие определение и расчета ее размера, а также на регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, с приведением вывода о том, что обязанность собственников и нанимателей жилых помещений по внесению платы за оказанные коммунальные услуги корреспондируется правом управляющих организаций требовать своевременного и полного внесения такой оплаты в выставляемых платежных документах, взыскивать дебиторскую задолженность с граждан-неплательщиков в судебном порядке, а также утверждения о том, что ООО «ГУК» «допущено нарушение вышеуказанных требований и норм действующего законодательства».
Как следует из материалов дела, указанное представление было направлено в адрес Общества почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ и получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленным в материалах дела списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, реестрами почты, а также сведениями с официального сайта ФГУП «Почта России» (почтовый идентификатор 68302386061144) (л.д. 12-14).
Таким образом, установленный месячный срок для рассмотрения представления прокурора и сообщения в прокуратуру о его результатах истек ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, требования прокурора, содержащиеся во внесенном им представлении, ООО «ГУК» в установленный срок не были исполнены.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, не представлено. При этом утверждение защитника ФИО4 о том, что сведения о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона в прокуратуру представлялись, является необоснованным и голословным, поскольку ничем объективно не подтверждено.
Поскольку требования прокурора, содержащиеся во внесенном им представлении, ООО «ГУК» в установленный срок не были исполнены, информация об их исполнении в прокуратуру не поступила, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора города Петропавловска-Камчатского было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Общества, в котором зафиксировано, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГУК», расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, оф. 61, допущено умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (л.д. 1-7).
Вместе с тем, полагаю, что невыполнение ООО «ГУК» содержащихся в представлении от ДД.ММ.ГГГГ требований в части принятия конкретных мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, решения вопроса о привлечении лиц, виновных в неисполнении требований действующего федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности само по себе не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи со следующим.
Из буквального содержания представления, а также постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ООО «ГУК» помимо прочего также фактически вменяется����������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�¦�?�????????????????���?j�???????????????????????�?????????????????????��???????????H?H??????????????�??????????�?????�??????�???????*??�?�??�???????????�????????�??????????????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������*��
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, состоит в невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вместе с тем, при внесение указанного представления и вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ГУК» по факту неисполнения содержащихся в представлении требований, выражающихся в фактическом понуждении Общества к более активным действиям по реализации принадлежащего ему права посредством осуществления претензионно-исковой работы в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, имеющих задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, заместителем прокурора города Петропавловск-Камчатский оставлено без внимания следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.