Дело № 2-2800/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сивкова <данные изъяты> к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование,
УСТАНОВИЛ:
Сивков В.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование. Исковые требования мотивированы тем, что приговором Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ он был осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч.2 ст. 292 УК РФ, в отношении потерпевшего Бочкарева А.В., ч. 2 ст. 292 УК РФ в отношении потерпевшего Никулина Н.Г. и ч. 2 ст. 292 УК РФ в отношении потерпевшего Касакаева И.Ю. Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ данный приговор в части осуждения истца по ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292 УК РФ в отношении потерпевшего Бочкарева А.В. отменен за отсутствием в его деяниях состава преступления. В ходе следствия и судебного разбирательства истцу была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Уголовным преследованием истцу причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в морально-физических страданиях, переживаниях от необоснованных оскорблений и обвинений, испытывал неприятные эмоции перед близкими родственниками, друзьями. В связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчика моральный вред в размере 300 000 рублей.
В судебное заседание истец Сивков В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай Бахтин А.П. в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 УК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в этом случае от имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Исходя из положений ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимается нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинства личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Таким образом, из приведенных положений Гражданского кодекса РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что причинение гражданину морального вреда в случаях его незаконного привлечения к уголовной ответственности предполагается и доказыванию подлежит лишь размер компенсации этого вреда.
В судебном заседании установлено, что приговором Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ Сивков В.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч.2 ст. 292 УК РФ (в отношении потерпевшего Бочкарева А.В.), ч. 2 ст. 292 УК РФ (в отношении потерпевшего Никулина Н.Г.), ч. 2 ст. 292 УК РФ (в отношении потерпевшего Касакаева И.Ю.).
Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ данный приговор в отношении осужденного Сивкова В.А. в части осуждения по ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292 УК РФ (в отношении потерпевшего Бочкарева А.В.) отменен за отсутствием в его действиях состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за Сивковым В.А. признано право на частичную реабилитацию.
Суд полагает, что в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности по двум эпизодам обвинения истцу был причинен моральный вред.
При этом факт причинения истцу морального вреда в связи с указанными обстоятельствами не вызывает сомнений и не нуждается в доказывании.
Однако исключение из обвинения Сивкова В.А. двух эпизодов не свидетельствует о бесспорности его требований о компенсации морального вреда, поскольку каких-либо неблагоприятных последствий в связи с этим для него не наступило. Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ Сивкову В.А. назначено наказание в виде лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год и 6 месяцев. В ходе следствия и рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции в отношении Сивкова В.А. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, на принятие которой указанные эпизоды, производство по которым прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления, сами по себе не повлияли.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено людьми, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5 Протокола № 7) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. «а» п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
В связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд считает обоснованными доводы истца относительно нравственных страданий, причиненных в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности по двум эпизодам обвинения, по которым первоначально был вынесен обвинительный приговор суда, а затем апелляционной инстанцией приговор отменен, по указанным эпизодам обвинения дело прекращено и признано право Сивкова В.А. на частичную реабилитацию.
Учитывая вышеизложенное, степень доказанности обстоятельств, подтверждающих размер заявленной истцом компенсации морального вреда, исходя из требований разумности и справедливости, суд определяет компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, которая подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации в пользу истца.
Компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей, о чем просит истец, суд находит чрезмерной, не соответствующей требованиям разумности и справедливости, поскольку вступившим в законную силу приговором Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ Сивков В.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 292 УК РФ (в отношении потерпевшего Никулина Н.Н.), ч. 2 ст. 292 УК РФ (в отношении потерпевшего Касакаева И.Ю.), в связи с чем в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в указанной сумме отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование Сивкова <данные изъяты> к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сивкова <данные изъяты> компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере 50 000 рублей.
Отказать Сивкову <данные изъяты> в удовлетворении искового требования к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере 250 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Федеральный судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2015 года