Решение по делу № 2-573/2019 ~ М-607/2019 от 11.11.2019

                     Дело № 2-573/2019

                                                                                   УИД 28RS0004-01-2019-010583-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2019 года                                                                          г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области

в составе председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

с участием истца Варич Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варич Евгении Владимировны к администрации Талданского сельсовета о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного,

у с т а н о в и л :

Варич Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Талданского сельсовета о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного в обоснование которого указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом, в котором расположена принадлежащая ей квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года № 157, утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2017 годах». Жилой дом <адрес>, включен в данную программу, указан срок окончания переселения 01 августа 2017 года. Однако, до настоящего времени она продолжает проживать в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу и вопрос о ее переселении до сих пор остается нерешенным. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", считает, что по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность. В связи с чем, просит суд возложить на администрацию Талданского сельсовета Сковородинского района Амурской области обязанность предоставить ей равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Истец Варич Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ответчика – администрации Талданского сельсовета, представитель третьего лица – администрации Сковородинского района не явились. Согласно представленных ходатайств, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, представителя третьего лица.

Из отзыва представителя администрации Талданского сельсовета следует, что в связи с тем, что администрация Сковородинского района является участником 3 этапа региональной адресной программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 года № 152, срок переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2019-2015 годов в период до 2025 года включительно. Администрация Талданского сельсовета не является участником региональной адресной программы, денежные средства на приобретение благоустроенного жилого фонда поступают из Федерального бюджета в областной бюджет, а потом в районный. В бюджете муниципального образования Талданский сельсовет средства на приобретение жилого фонда по программе «Переселение граждан из ветхого аварийного жилья» и «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области» не заложены. В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Ст. 32 ЖК РФ предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Судом установлено, что Варич Е.В. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 54,9 кв.м, с кадастровым номером (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением Правительства Амурской области № 446 от 25 сентября 2013 года утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы».

Как следует из подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории области», в ее основные цели входит переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства; ликвидация аварийных многоквартирных домов.

Из Перечня аварийных многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года № 157 следует, что жилой дом <адрес> включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, планируемая дата окончания переселения 01 августа 2017 года, планируемая дата сноса (реконструкции) многоквартирного дома 20 августа 2017 года.

Из ответов администрации Талданского сельсовета на имя Варич Е.В. следует, что Варич Е.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, в связи с чем она автоматически включена в программу по переселению граждан из ветхого аварийного жилья. Участником данной программы «переселение граждан из ветхого аварийного жилья и программы «обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2010 годы» является администрация Сковородинского района. Денежные средства на реализацию программы поступают в администрацию Сковородинского района. Квартиры для предоставления гражданам по данной программе в 2018 году в администрацию Талданского сельсовета не передавались.

Таким образом, собственник Варич Е.В. по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

Как установлено в судебном заседании, Варич Е.В. в качестве способа обеспечения ее жилищных прав выбрала предоставление ей взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в собственность.

При таких обстоятельствах, судом усматриваются основания для удовлетворения исковых требований Варич Е.В. в полном объеме и возложении на администрацию Талданского сельсовета обязанность предоставить ей равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

р е ш и л :

Исковые требования Варич Евгении Владимировны к администрации Талданского сельсовета о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного – удовлетворить.

Обязать администрацию Талданского сельсовета предоставить Варич Евгении Владимировне в собственность взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 54,9 кв. м, расположенное в черте <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца, а также в кассационном порядке в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления в Девятый кассационный суд по адресу: 690090 Приморский край г. Владивосток ул. Светланская, 54.

Председательствующий судья                                                  Н.Б. Федорчук

2-573/2019 ~ М-607/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Варич Евгения Владимировна
Ответчики
Администрация Талданского сельсовета
Другие
Администрация Сковородинского района
Суд
Сковородинский районный суд
Судья
Федорчук Надежда Борисовна
11.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2019[И] Передача материалов судье
12.11.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
27.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2019[И] Судебное заседание
27.11.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее