Дело №2а-845/2018
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 21 сентября 2018 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Казанцевой И. В.
при секретаре Колтуновой М. В.
с участием в деле:
административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия
административного ответчика – Сардаева А. А., его представителя – адвоката Клеянкиной Т. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Сардаеву А. А. о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сардаеву А.А. о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням по тем основаниям, что Сардаев А.А., обладавший с 22 апреля 2010 г. по 3 ноября 2011 г. правом собственности на имущество – жилой дом, признаваемый объектом налогообложения, не исполнил обязанность по уплате установленного законодательством о налогах и сборах налога на имущество физических лиц. При наличии недоимки налогоплательщику направлялись требования об уплате налога и пеней. Требования налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы налогоплательщиком в установленный срок в добровольном порядке не исполнены.
Просит восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, взыскать с Сардаева А.А. задолженность в сумме 19180 руб.98 коп., в том числе налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 15022 руб.18 коп, пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на имущество, в размере 4158 руб.80 коп.
В возражениях относительно административного искового заявления Сардаев А.А. просит в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд с административным иском.
Участвующие в деле лица – представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия, административный ответчик Сардаев А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, их явка не признана судом обязательной.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
Судом установлено, что Сардаев А.А., обладавший с 22 апреля 2010 г. по 3 ноября 2011 г. правом собственности на имущество – жилой дом, признаваемый объектом налогообложения, признан налогоплательщиком налога на имущество (л.д.6).
Налоговый орган – ИФНС России по Октябрьскому району г.Саранск, где Сардаев А.А. состоял на налоговом учете, исчислив подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога на имущество физических лиц за 2011 г., направил ему налоговое уведомление № об уплате налога в сумме 15452 руб.80 коп. в срок до 1 ноября 2012 г. (л.д.5).
Обязанность по уплате налога на имущество на основании налогового уведомления в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, Сардаевым А.А. не исполнена (л.д.16-17).
Налоговым органом налогоплательщику Сардаеву А.А. направлялись требования:
требование № об уплате недоимки по налогу в сумме 15452 руб.80 коп. и пеней в размере 63 руб.75 коп. в срок 18 декабря 2012 г.;
требование № об уплате недоимки по налогу в сумме 15452 руб.80 коп. и пеней в размере 981 руб.73 коп. в срок до 23 августа 2013 г.;
требование № об уплате недоимки по налогу в сумме 15452 руб.80 коп. и пеней в размере 662 руб.96 коп. в срок до 4 февраля 2014 г.;
требование № об уплате недоимки по налогу в сумме 15452 руб.80 коп. и пеней в размере 904 руб.83 коп. в срок до 26 сентября 2014 г.;
требование № об уплате недоимки по налогу в сумме 15452 руб.80 коп. и пеней в размере 1545 руб.18 коп. в срок до 5 октября 2015 г. (л.д.7-15).
Требования об уплате недоимки по налогу на имущество и пеней Сардаевым А.А. в установленные сроки не исполнены (л.д.16-17).
Неисполнение Сардаевым А.А. требований об уплате взыскиваемой денежной суммы послужило основанием обращения Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия в суд с административным исковым заявлением.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 №284-ФЗ).
Плательщиками налогов на имущество физических лиц признавались физические лица - собственники имущества, в том числе жилого дома, признаваемого объектом налогообложения. Налоги подлежали зачислению в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения (статьи 1, 2, 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).
Согласно пунктам 8, 9 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58).
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пени.
Начисление пеней связано с несвоевременной уплатой налогов в соответствующий бюджет (пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений по взысканию налогов, пеней, требования об уплате которых направлены до 4 апреля 2013 г.) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
По общему правилу, установленному абзацем первым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 1 500 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац четвертый пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций согласно части 2 названной статьи может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением суд исходит из следующего.
Срок исполнения требования № об уплате недоимки по налогу в сумме 15452 руб.80 коп. и пеней в размере 63 руб.75 коп. истек 18 декабря 2012 г.
Следовательно, право на подачу в суд заявления о взыскании у налогового органа возникло с 19 декабря 2012 г. Последним днем срока подачи заявления о взыскании является 19 июня 2013 г.
Административное исковое заявление подано в суд 18 июля 2018 г., то есть с пропуском срока подачи административного искового заявления.
При рассмотрении заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд исходит из следующего.
Пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины (абзац четвертый пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец в качестве причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением указал наличие большого объема работы.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Иные причины несвоевременной подачи административного искового заявления административным истцом не указаны.
При таких обстоятельствах и поскольку суду не представлены доказательства наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, оснований для удовлетворения заявления и восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления не имеется.
В силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку срок обращения в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, восстановить пропущенный срок невозможно, суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Сардаева А.А. задолженности в сумме 19180 руб.98 коп., в том числе по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 15022 руб.18 коп., по пеням, начисленным за несвоевременную уплату налога на имущество, в размере 4158 руб.80 коп.
При отказе в удовлетворении административного искового заявления государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке, предусмотренном статьями 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежит.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Сардаеву А. А. о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать.
В удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Сардаева А. А. задолженности в сумме 19180 рублей 98 копеек, в том числе по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 15022 рублей 18 копеек, по пеням, начисленным за несвоевременную уплату налога на имущество, в размере 4158 рублей 80 копеек, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2018 г.